«Я принес им чуму»

Влияние фрейдизма на трансформацию традиционных ценностей в мире

З. Фрейд не ограничился кабинетными исследованиями. Не удовлетворила его и деятельность на территории своей страны. Ему хотелось нести «свет» по всему миру. В 1909-м году он впервые посещает Америку со своими лекциями. Тогда в американском аэропорту он сказал: «Они еще не знают, что я принес им чуму». Так оно и вышло. «Чума фрейдизма» постепенно распространилась далеко за пределы венской лаборатории.

«Чума фрейдизма» постепенно распространилась далеко за пределы венской лаборатории

В самом начале Запад не принял фрейдизма, даже формально сопротивлялся ему. Но семена «чумы» дали свои всходы уже через 50 лет; речь идет о так называемой «сексуальной революции» – социально-культурном явлении в западном мире, связанном с переоценкой традиционных (семейных) ценностей.

Чтобы понять ее истоки, необходимо еще раз обратиться к психоаналитической теории З. Фрейда, а именно – к его методу лечения больных с душевными расстройствами. Больной, согласно теории, сам обладает инструментарием собственного исцеления: для этого он может сам стать психоаналитиком.

Взамен «общественного блага» отдельные представители человеческого сообщества получают неврозы, так как их желания, сдерживаемые уздой общественной морали, остаются неудовлетворенными.

И здесь возникает вопрос: как же будет выглядеть общество, если часть его членов решит пренебречь социально-этическими нормами ради своего «психического здоровья»? Общественный раскол в таком случае неизбежен.

В начале 1960-х годов на Западе происходит «сексуальная революция». Конечно, сам Фрейд не был ее идеологом в полном смысле этого слова, но его характерное превозношение всего чувственного, сексуального в психологической жизни человека сыграло свою роль. Западное общество вдохновилось идеями раскрепощения.

У того, что идеи Фрейда косвенно или напрямую оказали влияние на «сексуальную революцию», есть и сторонники, и противники. Так, например, исследователь биографии З. Фрейда П.Е. Люкимсон пишет, что

«идущие процессы либерализации общества распечатывали многие уста и снимали ‟табу” с многих запретных тем. Фрейдофобы нередко утверждают, что обострение этой проблемы как раз в немалой степени связано с той ‟сексуальной революцией”, родоначальником которой, по сути, и является Фрейд, но сторонники психоанализа парируют этот довод остроумным замечанием, что в таком случае Галилея надо обвинять в том, что Земля вертится»[1].

С. Цвейг в своем труде, посвященном фрейдистской доктрине, вовсе назвал Фрейда «освободителем человечества».

В то же время, если сделать экскурс в историю формирования психоаналитической теории, можно открыть много интересных фактов, которые подтверждают связь «сексуальной революции» и фрейдизма. Идеи необходимости перемен традиционных культурных устоев и сексуального поведения в обществе пронизывают весь фрейдистский психоанализ. В частности, в ходе одной из дискуссий в феврале 1908 года Фрейд излагает мысль о том, что большинство женщин, страдающих от сексуальной анестезии, состоит из «слишком хорошо образованных молодых девушек»[2]. Образование, предполагающее в то время и целомудрие, а по Фрейду, – сексуальное подавление, может стать причиной негативных последствий для психики.

Эти идеи были представлены широкой публике в большом количестве статей, написанных между 1908-м и 1913-м гг. Эти публикации посвящены главным образом описанию общественных сил, несущих в себе культурно-цивилизационное начало и вместе с тем подавляющих сексуальность, что, в свою очередь, разрушительно влияет на психическое здоровье. Наиболее важными работами по этому вопросу являются:

  • «Культурная» сексуальная мораль и современная нервозность (1908 г.)
  • Об особом типе «выбора объекта» у мужчин (1910 г.)
  • Об унижении любовной жизни (1912 г.)

В работах 1912 года он писал, что социальные нравы и правила требуют от людей сдерживать свои желания, превращая жизнь в фантазии. В этом смысле культурное подавление приводит, по мнению Фрейда, к снижению ценности обоих полов. З. Фрейд действительно считал, что «сексуальные репрессии» ведут к серьезным отклонениям как на личностном, так и на социальном уровне[3].

Следует заметить, что из среды фрейдистской психоаналитической школы вышло немало выдающихся гуманистических и экзистенциальных психотерапевтов: Э. Фромм, А. Маслоу, В. Франкл и другие. Но был среди них и В. Райх. Именно его интерпретация фрейдизма во многом заложила идеологическую основу сексуальной революции. Фрейд впервые обнажает жгучую проблему Запада – подавление сексуальных потребностей из-за невозможности выполнения материальных требований культуры.

Райх призывает преодолеть ее возвратом к сексуальной практике примитивных обществ. Более подробно о концепции знаменитого ученика З. Фрейда будет сказано в следующем параграфе. Автору данного исследования близка следующая точка зрения: на «сексуальную революцию» повлиял не столько фрейдизм в его чистом виде, сколько его интерпретация.

На «сексуальную революцию» повлиял не столько фрейдизм в его чистом виде, сколько его интерпретация

Американский профессор, специалист по христианской этике и антропологии Р. МакЛарен пишет так о последствиях «сексуальной революции» (данные в основном приведены исходя из анализа ситуации в США):

«Последствия зашли так далеко, что они несравнимы ни с чем, наблюдаемым прежде во многих поколениях. Мы можем задуматься, например, над тем, что до 1915 года 75% впервые вступающих брак невест были девственницами; в 1982-м году эта величина снизилась до 43%. Более того, 57% незамужних женщин стали жить внебрачной половой жизнью. Из них почти треть беременеют, и только 35% из них выходят замуж прежде, чем будет рожден младенец.

Начиная с 1969 года, число внебрачных родов среди американских подростков увеличилось на 139%. Это вдвое больше, чем в Англии, и в 7 раз выше, чем в Нидерландах. Между 1938-м годом и серединой 1960-х гг. сфера распространения добрачных отношений была довольно устойчивой для молодых людей, учащихся в колледже: около 55% для мужского состава и около 25% для женского. 9 из 14 исследований, проведенных после 1955 года, показали сферу распространения сексуальной жизни: для представительниц женского пола до 40%, у мужчин до 60%.

Опрос 1989 года в университете Джорджии повысил последнюю величину до 77%. Исследование в Ivy League (группа престижных учебных заведений восточных штатов США) показало, что большинство студентов рассматривает девственность скорее как девиацию (отклонение от нормы), чем как норму, и публикация 1992 обнаруживает, что приблизительно 95% молодых людей и 80% женщин участвуют в сексуальном общении до брака»[4].

Теперь немного статистики последствий «сексуальной революции» в современных Соединенных Штатах Америки:

  1. Ежегодно фиксируются 19 миллионов случаев заболевания венерическими заболеваниями. Возрастная категория заболевших – 15–25 лет.
  2. В результате поздней диагностики венерических заболеваний или неправильного их лечения 24 тысячи американских женщин становятся бесплодными.
  3. 47 % учащихся средних школ имеют опыт сексуальной жизни.
  4. США занимают первое место по подростковой беременности в мире.
  5. Только 42,2% американских граждан в возрасте от 24 до 35 лет официально регистрируют свои отношения.
  6. США на первом месте в мире по количеству разводов.
  7. 30% внутреннего Интернет-трафика расходуется на просмотр материалов эротического содержания.
  8. Каждый четвертый американец проживает в неполной семье.
  9. 41% беременных женщин в Нью-Йорке делают аборт[5].

Эти статистические данные наглядно показывают весь масштаб трагедии общества, вставшего на пути «раскрепощения» и сбросившего с себя «культурное бремя».

Не обошла чума фрейдизма и Россию. В постреволюционной Советской России институт семьи также претерпел трансформацию. Массы людей столкнулись с новой социальной маргинальной идеологией, отрицавшей традиционные взгляды на семью и общество. Идеи женского равноправия и половой вседозволенности распространялись довольно быстро. И. Арманд и А. Коллонтай – «музы» революционного движения – провозгласили брак товарищеским союзом двух независимых людей. Коллонтай писала, что «современная семья утратила свои экономические функции, а это означает, что женщина вольна себе сама избирать партнеров в любви»[6].

В 1919-м году вышел ее труд «Новая мораль и рабочий класс», основанный на сочинениях немецкой феминистки Г. Майзель-Гесс. Коллонтай утверждала, что женщина должна эмансипироваться не только экономически, но и психологически. Идеал «великой любви» труднодостижим, в особенности для мужчин, поскольку он входит в противоречие с их жизненными амбициями. Чтобы стать достойной идеала, личности следует пройти период ученичества, в виде «любовных игр» или «эротической дружбы», и освоить сексуальные отношения, свободные и от эмоциональной привязанности, и от идеи превосходства одной личности над другой.

Коллонтай полагала, что только свободные и, как правило, многочисленные связи могут дать женщине возможность сохранить свою индивидуальность в обществе, где господствуют мужчины (обществе патриархата). Приемлема любая форма сексуальных отношений, но предпочтительнее «последовательная моногамия» – каждый раз основанная на любви или страсти смена брачных партнеров, серийные отношения мужчин и женщин.

Говоря о последствиях «сексуальной революции» в отдельно взятом городе, а именно в «городе трех революций» Санкт-Петербурге (тогда Петрограде), российско-американский социолог П.А. Сорокин в статье «О влиянии войны», опубликованной в журнале «Экономист» (№ 1 за 1922 год), представил следующие данные по состоянию петроградской семьи после революции 1917 года:

«На 10 000 браков в Петрограде теперь приходится 92,2% разводов – цифра фантастическая, причем из 100 расторгнутых браков 51,1% были продолжительностью менее одного года, 11% – менее одного месяца, 22% – менее двух месяцев, 41% – менее 3–6 месяцев и лишь 26% – свыше 6 месяцев»[7].

Известно, что фрейдизм в России приобрел популярность изначально в писательской среде (Е. Замятин, А. Луначарский и др.). Позже новая теория вызвала симпатию у врачей, психологов, педагогов (Н. Трауготт, А. Лурия, А. Залкинд). В 1922-м в Советской России создается «Русское психоаналитическое общество». Деятельность этой организации поддерживают Троцкий, Радек, Шмидт и другие видные политические деятели. Лев Троцкий познакомился с Фрейдом еще в 1908-м году за границей и неоднократно посещал его лекции. Фрейдизм вызывал неподдельный интерес у многих революционеров. И неслучайно – ведь он отвергал старую традиционную буржуазную мораль и «освобождал» человека для нового мира.

Фрейдизм в России приобрел популярность изначально в писательской среде

От такой «свободы» к концу 1920-х годов в СССР пришлось отказаться. Социальный эксперимент привел к массовой беспризорности, распространению венерических болезней, расцвету гомосексуализма и резкому увеличению преступлений, связанных с насильственными действиями сексуального характера.

В 1929-м году в Советском Союзе находился ассистент Фрейда В. Райх. Позже он станет автором книги «Сексуальная революция». Ученик «отца психоанализа» попытался «просветить» советских граждан теорией, взращенной на почве фрейдизма.

В кратком изложении теория такова: после того как произошла социальная революция, в России должна произойти революция сексуальная. Старая «буржуазная» семья распалась. Однако ее новая формация – молодежная коммуна (трудовой коллектив, одной из функций которого является удовлетворение определенных физиологических потребностей ее членов) – оказалась слабой. В обществе все еще сильны оковы традиционного морально-этического бремени. Главные запреты касаются сексуальной морали. Для достижения счастья человечеству необходимо:

  • Воспитывать положительное отношение к сексуальности с детства.
  • Признать права детей, подростков на любовную, сексуальную жизнь и выделить для этого специальные помещения.

Все омерзительно и просто. К счастью, к реализации данной теории в нашей стране не приступили. О тех же, кто пытался разрушить русскую семейную традицию, пророчески писал еще Н. М. Карамзин:

Как трудно общество создать!
Оно устроилось веками,
Гораздо легче разрушать
Безумцу с дерзкими руками.
Не вымышляйте новых бед;
В сем мире совершенства нет.

Христианство было и остается важнейшей частью европейского менталитета, европейской мысли

В Европе также произошел своеобразный эксперимент с внедрением новых моральных ценностей. Следует заметить, что христианство было и остается важнейшей частью европейского менталитета, европейской мысли. По словам Ф. Броделя,

«…в течение всего исторического пути Запада христианство оставалось в центре цивилизации, было его движущей силой. Нынешней европеец, в массе своей атеист, все еще остается приверженцем христианской этики, фундамент его поведения заложен в христианской традиции»[8].

То, что для Броделя было очевидным в 1960-х годах, стало неприемлемым для современных европейцев в большинстве своем. Современный европеец мыслит себя антагонистом христианских ценностей. Политическая власть Европы уверенно держит курс на пропаганду того, что, по словам апостола Павла, «не должно даже именоваться у вас» (1 Кор. 6, 9).

19 января 2011 года Литва получила жесткую резолюцию от Парламента Европы за попытку осудить публичную пропаганду гомосексуализма[9]. Аргумент правительства Литвы содержал в себе беспокойство за моральный облик детей и подрастающего поколения. К нему, к сожалению, не прислушались. Дети, по мнению европейских парламентариев, должны иметь свободный доступ к информации сексуального характера.

Доктор социологических наук, профессор, член научного совета социальных исследований Литвы так описывает картину трансформации семейных ценностей в Европе:

«В развитых странах Запада с середины 1960-х гг., а в других странах Европы – с конца 1980-х – начала 1990-х гг. все яснее стали проявляться такие признаки трансформации семьи, как уменьшение численности браков, их ‟старение”, увеличение числа нерегистрируемых браков, падение рождаемости и ее ‟старение” (рождение первенцев откладывается на более поздний̆ возрастной период), преобладание малодетных семей̆, увеличение числа внебрачных детей̆ и распространение добровольной̆ бездетности»[10].

XX век стал веком антропоцентричным. Вместе с новыми взглядами на самих себя в людское сообщество пришла и духовная трагедия, последствия которой ощущаются до сих пор. Апостол Павел в свое время предупреждал:

«Смотрите, братия, чтобы никто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира» (Кол. 2, 8).

Но нашлись те, кто увлек и кто поддался соблазну.

Советский философ М. Мамардашвили так писал о главной, по его мнению (да и не только его), проблеме XX века:

«Из всего множества катастроф, которым славен XX век, одной главной и часто скрываемой от глаз рассудка является антропологическая катастрофа. Я имею в виду событие, происходящее с самим человеком и связанное с цивилизацией – в том смысле, что нечто жизненно важное может в нем необратимо сломаться, в прямой зависимости от разрушения или просто отсутствия цивилизационных основ жизни и общения»[11].

На примере статистических данных видно, насколько интерпретация фрейдизма уничтожила традиционные ценности в сознании миллионов людей и привела к катастрофическим последствиям в различных обществах. Заботящиеся о своем «психическом здоровье» не только разрушили себя как личности, но и внесли свою лепту в создание социально-культурного хаоса в мире.

Владислав Ершов

27 ноября 2019 г.

[1] Люкимсон П.Е. Фрейд: история болезни. М., 2014. С. 147.

[2] Сексуальные революции: Отто Гросс, психоанализ и культура. Под ред. Г. Хюера. Пер. с англ. М., 2018. С. 119.

[3] Там же. С. 129.

[4] Цит. по: Дронов М., прот. Православная аскетика и психоанализ (электронное издание).

[5] Последствия сексуальной революции для американских женщин // https://inosmi.ru/world/20140401/219192125.html (дата обращения – 13. 03. 2018 года).

[6] Цит. по: Гавров С.Н. Историческое измерение институтов брака и семьи. М., 2009. С. 108.

[7] Гавров С.Н. Историческое измерение институтов брака и семьи. М., 2009. С. 109.

[8] Бродель Ф. Грамматика цивилизаций. М., 2008. С. 328.

[9] http://www.za-zhizn.ru/node/240 (дата обращения: 21.03.18).

[10] Митрикас А.А. Семья как ценность: состояние и перспективы ценностного выбора в странах Европы (электронное издание).

[11] Мамардашвили М. Сознание и цивилизация. М., 2004. С. 9.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Полицейское государство нового типа Полицейское государство нового типа
Ирина Медведева, Татьяна Шишова
Полицейское государство нового типа Полицейское государство нового типа
Татьяна Шишова, Ирина Медведева
Отец посажен в тюрьму за то, что разрешил дочери не ходить на уроки секс-просвета. Британские клерки провели целый день на работе голышом. Учительница уволена за предложение помолиться за больного ребенка. Все это – диктатура извращений.
Донжуаны и чиччолины Донжуаны и чиччолины
Иером. Савватий (Баштовой)
Донжуаны и чиччолины Донжуаны и чиччолины
Иеромонах Савватий (Баштовой)
Лечат от алкоголизма и наркомании, но никто не лечит от болезни блуда, а ведь блуд обладает всеми характеристиками болезни.
Зигмунд Фрейд: обольщенный обольститель Зигмунд Фрейд: обольщенный обольститель
Иван Перцов
Зигмунд Фрейд: обольщенный обольститель Зигмунд Фрейд: обольщенный обольститель
Иван Перцов
Учение Фрейда, основанное отчасти на эмпирическом материале, но большей частью — на фантазиях и самонаблюдении самого Фрейда, оказало разрушительное воздействие на мировую культуру, став оружием в руках сил, подрывающих ее нравственную, особенно христианскую основу. Гипотезы Фрейда являются теоретической базой для программ «полового воспитания» детей, для многих приемов рекламного бизнеса и других средств манипуляции массовым сознанием.
Комментарии
Руслан, Украина28 ноября 2019, 12:57
Читал как-то о разных народах РИ. Так вот, многие пороки как у русских, так и у других народов были еще до революции. Я когда читал поверить не мог. Тоже верил, что раньше все было идеально и нравственно. Но на самом деле это было совсем не так. Грязи и пороков и тогда было не мало. А по поводу блуда сейчас, так это следствие того, что в брак вступить сложнее, чем в прошлом. Требования к молодым людям в разы выше, чем во времена их бабушек и дедушек. Например большинство молодых девушек считает, что можно выходить замуж только если молодой человек из обеспеченной семьи или он старше и уже крепко стоит на ногах, но на это годы могут уйти. Так что экономический фактор тоже важен.
Александр28 ноября 2019, 09:18
Тема соотношения учения святых отцов о душе человека и современных психологических теорий очень интересная. Жаль, что так упрощённо подаётся. Блудная страсть существует и всегда имела огромное влияние на людей, в том числе и на христиан.
Антоний28 ноября 2019, 09:08
P.S. Справедливости ради не могу не отметить: Октябрьская революция двояко повлияла на нравы. Достаточно вспомнить "12 половых заповедей револючинного пролетариата" - эта работа отражает настроение отечественной психиатрии середины 1920-х. Кроме того, именно Ленин запретил проституцию, которую 70 лет до него развивали правители Российской империи. И, увы, разрешил аборты (к слову, отнюдь не новинка в мировой истории: ещё Платон и Аристотель были сторонниками абортов). Вот и получается, что со времени Николая I до сего дня был на Руси лишь один правитель, при котором и проституция, и аборты были запрещены, а на Русской земле прошло Всеправославное совещание, сделав ее центром Православия.
Антоний28 ноября 2019, 08:19
"Западное общество вдохновилось идеями раскрепощения" - не в первый раз. Достаточно вспомнить времена, скажем, Нерона или Коммода. Нашей же главной ошибкой было впустить всю эту гниль с Запада в умы и души молодежи в окаянные 90-е, позволить врагам Руси, врагам Семьи, врагам Благочестия, отравить и совратить ее.
Руслан, Украина27 ноября 2019, 21:05
Большинство людей живут по инерции. Думаю, если бы СССР не распался бы, то всё было бы как раньше. Люди женились бы рано и заводили детей. Тогда социальная и экономическая системы этому способствовали.
Ирина27 ноября 2019, 18:51
Я считаю, что в блудном совращение масс виноват больше технический "прогресс": появились кино, радио, телевизоры, музыкальная техника, которые стали массово доступны. Таким образом апостолы разврата и бесстыдства: артисты, актеры, певцы, модели у которых "творчество" в основном пропагандирует разврат, сладострастие, блудные страсти, получили широкий доступ к каждому человеку, вошли в каждый дом через эти аппараты зрелищ. Индустрия греховных зрелищ получила огромный престиж и влияние в обществе, сформировала моду на блуд. Безнравственные, сладострастные артисты и актеры стали очень популярны и моделью поведения для многих. Это гораздо больше распространено, чем кабинеты психоаналитиков.
Наталья27 ноября 2019, 15:30
Данная статья страдает явными логическими пробелами. Приводится выдержка из статьи П. Сорокина от 1922-го года об огромном количестве разводов в России. Но причем тут Фрейд? Что все русское общество к 1922-му году читало Фрейда и практиковало психоанализ? Это нелепость, конечно. Корни проблемы лежат в распущенности, которую, увы, приобрело русское общество уже к началу ХХ века. И еще более "раскрепостилось" от хаоса революции. А "сексуальная революция" , "рок-культура", пропаганда содома - это отдельные явления. Эти "революции" были навязаны обществу. И важо было бы проследить кем и как. А фрейдизм использовался не более чем инструмент.
Михаил27 ноября 2019, 15:15
Если почитать Фрейда там по моему, если не ошибаюсь, в основном воспоминания дочери, но что-то и он сам написал, это всё довольно примитивно и безыдейно, кажется непонятным то, что он смог повлиять на умы своего времени. Так всё несерьёзно. Скорее всего сработало то, что он проповедовал в Америке, стране аграриев и работяг, где интеллигенции и не был толком никогда. "Мозги" там по сей день "покупают", но если нет мозгов как их можно купить? Купили Фрейда вот себе. И это не первый троянский конь в американской культуре и экономике невольно засланный Европой и Россией.
Сергей Н.27 ноября 2019, 12:47
Пункт 6 (США на первом месте в мире по количеству разводов) неверен, что легко проверить в эпоху интернета. В первой десятке, да, но не первые.
Павел З.27 ноября 2019, 12:32
Я давно ждал такую статью! Наконец-то православные начинают понимать, где зарыта собака в отношении антропологической катастрофы, постигшей запад. Психоанализ, точнее, именно его особую интерпретацию, похожую на то, что принято в современном западном обществе, я испытал на себе более 20 лет назад. Со стороны психоаналитика имела место прямая пропаганда гомосексуализма, мне до сих пор отвратительно. А ведь я обращался к фрейдистам из-за частых нервных срывов, никаких намеков на инверсию у меня не было... И спаси Господи автора за просвещение и интересные ссылки, особенно за ссылку на работу православного священника о фрейдизме.
Ваш друг Д.27 ноября 2019, 11:47
Будет ли следующая статья про анализ ситуации в современной России? По словам представителя Минздрава Олега Алолихина так называемый "сексуальный дебют" происходит теперь в браке лишь в 7.78% случаев. Догнали и перегнали Америку!
Катерина 27 ноября 2019, 08:58
Тема интересная. Но не для одной статьи. "Галопом по европам". Поэтому и не слишком получилось попинать содомитов в З.Европе и разведенок в США за один раз. У меня ощущение сумбура осталось. Про Галлилео понравилось. Скорее Фрейд был выразителем духа дегенерации, расползающегося в обществе. Парой веков раньше он и пикнуть бы перед лицом св. Инквизиции на тему не посмел бы, разве нет? И вообще сидел бы там, где и остальные его соотечественники сидели бы, послушно выполняя установленные для них законы. А тут вишь как... рассмелился... сам пошел по рукам и других стал тому учить. Об уровне распространения сифилиса в дорев. России крестьян писал Чехов. Тоже Фрейд виноват?
Наталия27 ноября 2019, 07:56
Одного не пойму: почему, как говорится о сексуальной революции, то в негативный пример ставятся только женщины, подчитывается количество девственниц-недевственниц и т.д.? Мужчины во все времена были более склонны к греху блуда, но упор делается преимущественно на женщин. Что за однобокость?
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×