Каким я хочу быть при кончине?

Великому русскому подвижнику XIX века, святителю Игнатию (Брянчанинову), принадлежат такие слова:

«Живи каждый день так, как будто ты должен каждый день умереть. Если можно умереть всякий час, то всякий час и должно быть готовым к смерти. Будь всегда таким, каким желаешь быть при кончине».

Эти слова – ключевые для христиан, ибо христиане веруют, знают, что жизнь человека со смертью не заканчивается, а продолжается в ином, духовном мире, вступая в основную, вечную свою фазу. Причем Великий Переход может произойти в любой момент его земного бытия. А потому многие верующие стараются проживать каждый день, как последний.

Верующие стараются проживать каждый день, как последний

Каким же я хочу быть при кончине? С именем Бога на устах и в сердце. Раз так, то на протяжении дня я должен не упускать ни одной возможности молитвенно вздохнуть Богу, покаяться Ему в совершаемых грехах, попросить Его помощи, поблагодарить Его, воспеть Ему хвалебную песнь.

Каким я хочу быть при кончине? Умиротворенным, то есть иметь мирную, ничем и никем не возмущаемую душу, чистую совесть, примиренность со всеми людьми, успокоенность, благодушие, то есть светлую, тихую душу. Раз так, то мне каждый день нужно искать всего этого, то есть мириться с обидчиками, уступать, прощать, терпеть, не воздавать злом на зло, честно трудиться, не говорить и не делать неправду, стремиться к пониманию и теплоте отношений с близкими людьми. Одним словом, покрывать все любовью. Это бывает трудно, но Богу угоден этот труд, и Он обязательно подаст Свою благодать, Свою помощь труждающемуся, не надо даже в этом сомневаться!

Каким я хочу быть при кончине? В любви к Богу и любви к ближним, а это достигается непрестанной милостыней и другими добрыми делами во славу Божию. А потому буду каждый день искать повода к милостыне, то есть буду искать тех, кому можно подать – денежку, хлебушек, стакан горячего кофе, бутылочку с водой. Каждый мой день должен быть днем милосердия и сострадания к тем, кто нуждается в этом милосердии и сострадании. Нужно каждый день иметь готовность и желание прийти на помощь ближним, когда возникнет необходимость.

Каждый мой день должен быть днем милосердия и сострадания к тем, кто нуждается в этом милосердии и сострадании

Каким я хочу быть при кончине? В надежде на спасение и вечную жизнь. А потому нужно каждый день, каждый отпущенный час просить у Господа даровать вечную жизнь, избавить вечной смерти. Нужно вполне осознавать, что вечная жизнь уже началась, с самого первого дня зачатия твоего. Мы живем на земле, но «параллельно» с этим идет и наша вечная жизнь. Смерть отнимет жизнь у тела, но вечная жизнь души продолжится. И вот эту вечную жизнь и нужно просить у Господа каждый день, каждый час, каждый вздох.

Каким я хочу быть при кончине? Чистым и, насколько возможно, свободным от греха, ибо как нечистое, грязное, темное может войти в Царство Света? А раз так, то покаяние нужно сделать вторым своим дыханием. Нужно на протяжении каждого дня, каждого часа покаянно вздыхать Богу, окаивать себя, как советуют святые отцы. Как это – окаивать? Это значит – не видеть в себе ничего хорошего, но зато зорко замечать всякую нечистоту души своей, нечистоту, которая являет себя в разговорах, делах, поступках, мыслях.

Даже если вроде бы ничего явно плохого за тобой «не числится», копай глубже – на самом дне души своей ты обнаружишь топкое болото гордости, самомнения, возношения, тщеславия, которые по тонким «трубочкам» мыслей питают ядом многие дела твои, в особенности – дела благотворительности. Нужно понимать это и ежечасно просить у Господа исцеления, прощения, спасения. Он один и может исцелить тебя, Он для этого и в мир пришел, чтобы распяться за наши грехи на кресте, чтобы мы крестом Его спасались и жили вечно.

Нужно стараться как можно чаще бывать в храме, исповедоваться и причащаться

Каким я хочу быть при кончине? Причащенным Святых Христовых Таин. А значит, нужно стараться как можно чаще бывать в храме, исповедоваться и причащаться. Хотя бы раз в месяц причащаться, а если есть силы, то чаще. Прекрасно причаститься перед смертью, соединиться со Христом в этом великом таинстве. Но будет ли у нас такая возможность? Не будет, если, например, нас постигнет внезапная смерть, а мы непростительно долго тянули с этим. А потому постараемся не откладывать это таинство «на потом». «Потома» никакого может и не быть, и мы уйдем ко Господу без должного христианского напутствия.

Каким я хочу быть при кончине? Спасенным. А потому буду всюду в своей жизни взыскивать Спасителя, устремляться к Нему всей душой, всем разумением, всей крепостию своею. Жить и надеяться, что, несмотря на всю грязь моей души, Он хочет меня спасти. Нужно захотеть того же – и, в союзе этого взаимного желания, идти навстречу друг другу.

Придет смерть: сегодня ли, завтра ли, но мы будем готовы к ней, ибо жили в постоянном духовном напряжении, трезвении, ожидании помощи свыше. Будем верить, что Господь не оставит нас, что смерть не отнимет нас от Него, а лишь откроет двери в бесконечный, необъятный мир Божественной любви.

Артемий Слезкин

2 декабря 2019 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Какую смерть считать «хорошей»? Какую смерть считать «хорошей»?
Ответы пастырей
Какую смерть считать «хорошей»? Какую смерть считать «хорошей»?
Ответы пастырей
Смерть хороша только тогда, когда ты к ней по-христиански приготовлен, а не когда она застала тебя, словно разбойника на месте преступления. И если ты не терял для вечности свою земную жизнь, то и земная смерть – лишь шаг к этой вечности
Воздаяние, зеркало и посмертная жизнь Воздаяние, зеркало и посмертная жизнь
Священник Валерий Духанин
Воздаяние, зеркало и посмертная жизнь Воздаяние, зеркало и посмертная жизнь
Священник Валерий Духанин
Мучение греха – это мука несоответствия человека Богу, как подлинной Красоте, неизреченному Добру, чистой Истине. Уклонение от Бога есть безобразие, зло, ложь и, как следствие, мучение.
Про смерть. Ракурсы Про смерть. Ракурсы
Протоиерей Андрей Ткачев
Про смерть. Ракурсы Про смерть. Ракурсы
Протоиерей Андрей Ткачев
Такое письменное задание я бы дал взрослым: «Напишите свой собственный некролог. Заранее. Скажите о себе самом со стороны, будто бы после смерти». Наверняка хоть кого-то в дрожь бросит, и родятся на свет благие жизненные перемены.
Комментарии
Татьяна 3 декабря 2019, 11:34
Одна из лучших статей! Благодарю автора!
Татьяна 2 декабря 2019, 19:58
Благодарю Вас, Артемий, за такую нужную,понятную и всем необходимую статью. Ведь всё понимаем и грешим. Исповедуемся и опять грешим. Хочу и стремлюсь избавиться от греха осуждения,и опять не сдерживаюсь в разговорах.Хоть рот зашивай. Тебе, Господи, ведомо, что мне полезно. Сотвори же со мной по воле твоей. Спаси, Господи и дай мне грешной жизнь вечную. Аллилуия.
Светлана 2 декабря 2019, 16:56
Очень хорошая статья, хочу порекомендовать ее своим друзьям
Наталья 2 декабря 2019, 16:01
"[..многие верующие стараются проживать каждый день, как последний" Многие это понимают,да, но, боюсь, очень немногие осущевствляют на деле в наше время. Иначе не было бы упадка веры повсеместно. Автор, похоже, очень молодой человек..
Александр Лар 2 декабря 2019, 14:33
мы благодарим Бога
Галина И. 2 декабря 2019, 13:48
"Как это – окаивать? Это значит – не видеть в себе ничего хорошего...". Крайности всегда неприемлемы. Когда человек несет на плече коромысло с ведрами, наполненным водой, он соблюдает РАВНОВЕСИЕ. И вода из ведер не разливается. Так и в мыслях наших. "Неверные весы - мерзость перед Господом"(Пр.11,1).А верные указаны в Свящ. Писании и Свящ. Предании. Почитайте, как высоко предназначение Творца для человека, это ПОСЛАНИЕ К ЕВР.2,5-7 и "Точное изложение Православной веры" прп. Иоанна Дамаскина, гл. ХII "О ЧЕЛОВЕКЕ". Охаивать всегда себя мы мастера, вот бы еще утвердиться в Божьем предназначении...Тогда, Бог даст, и духовно хоть немного возрастем, и пользы будет от нас при жизни земной больше.
Елена 2 декабря 2019, 12:42
Спасибо за простую, ясную и такую душеполезную статью! Поклон автору!
Наталия 2 декабря 2019, 07:16
"Как это – окаивать? Это значит – не видеть в себе ничего хорошего..." Разве бывает так - чтобы в человеке не было ничего хорошего? Это тогда уже не человек. И разве Господь не видит в каждом из нас ничего хорошего? В каждом человеке море хорошего, имхо. Несмотря на греховность.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×