Симферополь, 9 февраля 2005 г.
Крымская война была "битвой за Ясли Господни". Об этом необходимо помнить организаторам торжеств по случаю 150-летия "Восточной кампании", cчитает заведующий кафедрой русской и зарубежной литературы Таврического национального университета, профессор и вице-премьер крымского правительства Владимир Казарин.
По его словам, сегодня многие забывают о православной составляющей Крымской войны:
"Характерной чертой советской историографии Крымской войны являлось абсолютное игнорирование православной составляющей этого глобального противостояния. Инспирированный Францией двухлетний спор с Россией о "святых местах" закончился тем, что в январе 1853 года ключи от Вифлеемского храма (церковь Яслей Господних) и Иерусалимского храма (церковь Гроба Господнего) были демонстративно, с большим шумом отняты у православной общины, которой они традиционно принадлежали, и под давлением Парижа переданы турецкими властями Палестины католикам. Этот акт был совершен в стране, в которой Православие исповедовало подавляющее большинство подданных. Нетрудно представить себе реакцию на эти события не только внутри Османской империи, но и за ее пределами, в первую очередь в православных странах. Было грубо и публично нарушено закрепленное договорами право России на покровительство Православия в Турции", – напоминает В. Казарин о причинах начала Крымской войны.
Херсонесский колокол |
Идеологи Восточной войны, стоявшие за кулисами ее кукловоды отчетливо осознавали подлинное значение событий, их сакральный смысл. Архиепископ Парижский кардинал Сибур подчеркивал, что война, в которую вступила Франция с Россией, не есть война политическая, но «война священная. Это не война государства с государством, народа с народом, но единственно война религиозная. Все другие основания, выставляемые кабинетами, в сущности, не более как предлоги, а истинная причина, угодная Богу, есть необходимость отогнать ересь... укротить, сокрушить ее».
«Такова признанная цель этого нового крестового похода и такова же была скрытая цель и всех прежних крестовых походов, хотя участвовавшие в них и не признавались в этом», – говорит ученый.
В. Казарин напоминает, что именно Православие сплотило защитников Отечества, однако советские историографы предпочитали умалчивать об этом:
Архиепископ Херсонский и Таврический Иннокентий (Борисов) |
В ряду православных героев – священники самого старого на территории России Георгиевского монастыря на мысе Фиолент, основанного, по преданию, в 891 году (в 1820 году в монастыре останавливались на ночлег генерал Н. Н. Раевский и молодой Пушкин). В монастыре была смонтирована телеграфная станция, связывавшая командование союзных сил с Лондоном и Парижем через Варну посредством подводного кабеля. Пренебрегая присутствием врага, объявившего их пленниками, монахи ни на день не прекращали молитвы о победе русского оружия.
С началом боевых действий Николай I отправил в Севастополь список с иконы Божией Матери "Умиление", перед которой всю жизнь молился и скончался преподобный Серафим. Главнокомандующий войсками князь А. С. Меншиков в лучших традициях "образованного" общества оставил ее в каком-то чулане. Только после запроса государя о судьбе иконы ее разыскали, но на Южную сторону Севастополя, в сражающуюся армию так и не отправили, оставив на Северной стороне. Именно Северная сторона города, как известно, так и не была взята неприятелем.
В советское время своеобразное табу на полное и подробное освещение истории Крымской войны наложили, с одной стороны, резко отрицательная оценка К. Марксом и Ф. Энгельсом военной политики Николая I, с другой – известные слова В. И. Ленина о том, что война "показала гнилость и бессилие крепостной России". Ясно, что в советской историографии Россия обязана была проиграть Крымскую войну", – утверждает профессор.
Между тем, Казарин уверен, что Россия Крымскую войну не проиграла:
"Крымская война была первой в новое время попыткой насильственного расчленения России, задуманной и спланированной в Европе. Против России объединенным фронтом выступили, по сути, все европейские государства. Россия не проиграла Крымскую войну. Она выстояла в страшном противостоянии со всей Европой и не допустила своего расчленения. Она успешно и уверенно выдержала натиск на востоке, на западе и на севере. В целом, Россия практически в незыблемости сохранит свои территориальные пределы. В-третьих, она заставит выступить с предложениями о мирных переговорах саму Европу.
На юге на относительную неудачу обороны Севастополя Россия ответит необыкновенными успехами, достигнутыми на кавказском театре боевых действий. Русская армия выиграет все сражения с турками, дойдет до Карса и заставит эту ключевую крепость капитулировать, открывая себе дорогу на Боспор", – говорит ученый.