Сайт Ново-Тихвинской женской обители рассказывает о монашеском постриге

Екатеринбург, 16 февраля 2005 г.

"Великое дело – пострижение во святый ангельский образ. Велика и таинственна сила, заключающаяся в его священнодействии, направляемая к тому, чтобы человек стал ангелом по образу внутренней своей жизни, ибо ангелы бестелесны" – так говорила духовная дочь святого праведного Иоанна Кронштадтского, основательница восьми женских обителей игумения Таисия (Солопова).

Постриг – это как бы второе крещение, в котором человек вновь перерождается и обновляется. В знак этого нового рождения он навсегда совлекается своих мирских одежд, и приемлет перед святым Евангелием, как от руки Самого Бога, одежду новую.

Когда сестра только поступает в монастырь, она является "кандидаткой в послушницы", то есть находится на испытании, сообщает "Информационное агентство Екатеринбургской епархии". Она и сама знакомится с монастырской жизнью, и настоятельница с сестрами смотрят, есть ли у нее искреннее произволение к монашеству, желает ли она всем сердцем служить единому Господу или же лишь хочет укрыться в обители от житейских тревог и скорбей, получить только "кров и уход".

Время такого испытания определяется настоятельницей по совету с духовником и старшими сестрами обители.

По истечении испытательного срока, когда поступившая полностью узнает все монастырские обычаи, убедится, что в силах им следовать, и будет по-прежнему изъявлять желание вступить в сестринство, ее зачисляют в послушницы. Для этого пишутся специальные прошения правящему архиерею от лица настоятельницы и самой сестры (нужно заметить, что вообще и зачисление в обитель, и все постриги совершаются только по благословению правящего архиерея). После этого сестра облекается в подрясник и полуапостольник и уже официально становится насельницей монастыря.

Следующая ступенька – пострижение в рясофор, или иночество, которое обычно совершается не ранее, чем после трехлетнего пребывания сестры в обители. Однако в особых случаях, например, при смертельно опасной болезни, настоятельница может обратиться к архиерею с просьбой о пострижении той или иной насельницы и по истечении более короткого времени ее пребывания в монастыре.

О смысле и значении рясофорного пострига духовник Ново-Тихвинской обители, игумен Авраам (Рейдман), во время одной из бесед с сестрами сказал так: "Иноческий постриг – это начало пути. Обеты еще не даются, но в то же время возвращения к мирской жизни уже нет. Человек еще не дал монашеских обетов, как бы еще не приступил к самому подвигу, но это уже подготовка к тому, что он примет полный постриг и затем все силы своей души употребит на совершенствование, на заботу о своем спасении. Иночество является неким предвкушением того, чем уже будет собственно монашество".

Таким образом, рясофор – это "начаток святого образа". Постриженная в рясофор обычно именуется инокиней, рясофорной монахиней или рясофорной послушницей. Обычно при этом постриге переменяется имя – в ознаменование начала новой жизни. По непреложной заповеди Спасителя: "Просите, и дано будет вам (Лк. 11, 9)" новопостриженной подается особая благодать, споспешествующая ей во спасение; дается и новый заступник – святой, имя которого она получает при постриге.

В собственном смысле монашество начинается с пострижения в малую схиму, мантию. По словам игумена Авраама, смысл пострига заключается в том, что человек возобновляет обеты, которые он нарушил после крещения, и дополнительно дает обеты нестяжания, безбрачия и послушания, чтобы сугубо служить Господу.

Все моменты пострига глубоко символичны. По толкованию святых отцов, новопостригаемая уподобляется и евангельской овце, потерявшейся, а потом найденной добрым пастырем; и человеку, израненному при дороге жестокими разбойниками; и меньшему сыну, расточившему все свое имение с блудницами, а затем возвратившемуся с покаянием к своему милосердному отцу.

Она посвящает себя Господу, как живую словесную жертву. Однако самым важным и решающим моментом является принесение постригаемой великих монашеских обетов. Согласно чину пострига, игумен задает ей, смиренно стоящей пред алтарем с распущенными волосами в одном хитоне, несколько решающих вопросов: по своей ли воле приступает она ко Господу? Согласна ли отречься от мира по заповеди Господней? Пребудет ли в монастыре и постничестве даже до последнего издыхания? Сохранит ли себя в девстве, целомудрии и благоговении даже до смерти? Сохранит ли до смерти послушание к настоятельнице и ко всем во Христе сестрам? Пребудет ли до смерти в нестяжании и вольной Христа ради нищете? Претерпит ли всякую скорбь и тесноту монашеского жития, Царствия ради Небесного? На все эти вопросы постригаемая, скорее сердцем, нежели устами, отвечает: "Ей, Богу содействующу, честный отче", – и таким образом дает монашеские обеты.

Произнести такие слова, решиться на подобные обеты, можно, конечно, только имея живую, опытом стяжанную, веру в Божию помощь, из сознания своей полной немощи и вместе с тем твердого упования на Всемогущего Спасителя…

После этого, в знак своего твердого произволения, постригаемая трижды собственноручно поднимает и подает игумену ножницы, бросаемые им вниз с лежащего на аналое святого Евангелия, а затем совершается крестообразное пострижение ее власов во имя Святой Троицы. По толкованию святых отцов, через это она приносит Господу, как жертву, как бы часть своего тела, так как посвящает Христу всю себя, отвергая все излишнее и мирское. Именно в этот момент постригаемой часто вновь дается иное имя – в ознаменование того, что она оставляет свою прежнюю жизнь и начинает совершенно новую жизнь, всецело посвящая себя Богу.

После пострижения власов следует облечение в монашеские одежды. По объяснению отцов Церкви, черное монашеское облачение является символом покаяния, скорби о грехах, плача об утраченном райском блаженстве. Все облачение является для монашествующего постоянным напоминанием главной его цели: сораспявшись с Господом для жизни мирской и умерев для нее, воскреснуть душою в Духе и явиться общником неизреченных духовных благ.

В конце чина пострига все сестры со свечами в руках ("в знамение веселия, и Божией благодати, и радости ангелов") поочередно троекратно лобызаются с новопостриженной, вопрошая ее новое имя и желая ей "спасаться о Господе". После этого монахиня, не разоблачаясь, проводит несколько дней в храме, присутствуя на всех богослужениях, пребывая в молитве и занимаясь чтением творений святых отцов.

Сестра, немалое время проводившая в духовной жизни, преуспевшая в иноческих добродетелях, а главное – всей душой возлюбившая молитву и приобретшая навык подолгу пребывать в ней, ставшая способной возносить сердечные молитвы не только за себя, но и за ближних, может быть пострижена и в великую схиму, называемую великим ангельским образом. Последование великого ангельского образа очень похоже на последование малой схимы, так как во время этого обряда только повторяются уже данные обеты, однако совершается этот чин с еще большей торжественностью. Великосхимница получает и свои особые одежды, которых нет у мантийной монахини: великий параман и куколь с аналавом; ей опять может быть дано новое имя – в знак начала новой жизни, по сравнению даже с прежней монашеской.

Такова внешняя сторона монашеского пути, однако, "если внутреннее делание по Богу не поможет человеку, то напрасно он трудится во внешнем", – говорит преподобный Варсонофий Великий.

Суть монашества – во внутреннем полном и неразрывном соединении с Господом путем умной молитвы и покаяния.

16 февраля 2005 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×