Об истинном месте Крещения Иисуса Христа, Иорданских святых и «епископе без кафедры»

Беседа с игуменом Михеем (Селяковым)

В ноябре 2019 года мне посчастливилось погрузиться в воды реки Иордан, когда мы с паломниками, путешествуя по Иордании, жили на Подворье в честь Святого Иоанна Предтечи на месте Крещения Господня. О русской паломнической резиденции высочайшего уровня и о многом другом рассказывает исполняющий обязанности ключаря Подворья Русской духовой миссии на месте Крещения Иисуса Христа игумен Михей (Селяков).

Подворье Русской Духовной Миссии в Иордании Подворье Русской Духовной Миссии в Иордании

– Отец Михей, как вы оказались в Иорданском Археологическом заповеднике под названием «Место Крещения Христа»?

– Я думаю, это Промысл Божий. Специально не просился. Так получилось, что мне пришлось уехать из Сибири по состоянию здоровья. И в какую южную страну меня направят, мне было неважно. Я положился на волю Божью: как владыка Антоний определит, пусть так и будет. Он руководитель Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям, митрополит Корсунский и Западноевропейский. Он, правда, спросил, где я желаю служить: на приходе с детьми или где-то еще… Я ответил, что каждый монах желает быть поближе к монашеской обстановке. И владыка сказал, что есть вакансия в Иордании. Я, конечно, сразу согласился, и уже около года тружусь в Русском Странноприимном доме на месте Крещения Иисуса Христа.

Я думаю, это Промысл Божий

Когда я думаю о тех важнейших событиях Библейской истории, которые здесь происходили, дух захватывает, и не верится, что я служу в таком святом месте. Оно называется Вифавара, что в переводе с еврейского значит «переправа». В древности здесь был переход через реку Иордан.

– Как давно это место стало паломническим?

– Это местечко русские паломники начали посещать еще в XII веке, но сейчас далеко не все россияне знают о нем. Читая историческую книгу об Иордании, я понял, что каждое селение здесь связано с конкретным библейским событием. Именно здесь израильтяне после сорокалетнего странствования по пустыне перешли через полноводный тогда Иордан в землю обетованную под предводительством Иисуса Навина.

Река Иордан зимой 2019 Река Иордан зимой 2019

На протяжении семи столетий, с V по начало XII века, на месте Крещения Господня сменили друг друга пять христианских храмов. Первый храм был построен при византийском императоре Анастасии, на специальных арках на высоте 6 метров над землей. Это было сделано, чтобы храм не был разрушен во время разливов Иордана.

Мозаичная икона на месте Крещения Мозаичная икона на месте Крещения

– Какие исторические свидетельства говорят об этом?

– В 1990-е годы международная группа археологов во время раскопок обнаружила каменный остов часовни. Она стояла на месте, где Господь снял ризы перед тем, как зайти в воду. В близлежащем городе Ма́даба (это библейская Медева), который населяют в основном христиане, в конце XIX века на основании древнего христианского храма была построена базилика Святого великомученика Георгия Победоносца. На полу базилики сохранилась уникальная древняя мозаичная карта святых мест Палестины. Она датируется VI веком по Р.Х. Именно эта карта подсказала, где искать историческое место Крещения Господа нашего Иисуса Христа от десницы святого Иоанна Предтечи. Это место обозначала основа греческой колонны, которая была обнаружена вместе с руинами византийской церкви. Остатки древней купели и базилики сохранились на расстоянии нескольких сотен метров от Русского Странноприимного дома. Только вдумайтесь – мы с вами ходим по тем самым местам, где проповедовал святой Иоанн Креститель, где принявший от его руки Крещение Иисус Христос призвал апостолов из его учеников! На это же место, «за Иордан», Иисус Христос вернулся, когда иудеи решили убить Его на празднике обновления.

Древний храм на месте Крещения Древний храм на месте Крещения

Только вдумайтесь – мы с вами ходим по тем самым местам, где проповедовал святой Иоанн Креститель

– Откуда чаще всего к вам приезжают паломники?

– Большинство из России, а из них большая часть из Москвы. Бывали люди из Краснодара, Челябинска, но 90%, наверное, москвичи. Иностранцы заезжают, но это буквально единицы.

– В основном православные?

– Не только. У нас прошлой зимой три-четыре дня англикане проводили какие-то богословские диспуты. В холле для них ставили столы, мы даже с ними беседовали, дискутировали. Молились они, конечно, отдельно, на улице.

– Они знали о том, что в пяти минутах ходьбы от гостиницы оборудован удобный спуск к реке, где паломники совершают омовение в священных водах Иордана – в том месте, где Крещение принял Сам Иисус Христос?

– Погружаться в воду – это больше русская традиция. Я не видел, чтобы иностранцы купались. Сам я летом окунаюсь каждый день, в основном вечером, когда никого нет. Помимо паломников, сюда еще приезжают туристы из Акабы. Слава Богу, многие из них верующие, крещеные. То есть миссионерскую функцию это место выполняет, несмотря на то, что они не попадают на богослужения.

– Едва выйдя из автобуса, мы сразу побежали к реке Иордан, чтобы успеть окунуться до темноты. Все паломнические группы так себя ведут?

– Большинство. Теперь здесь самое удобное место для погружения в Иордан. Года три назад тут все облагородили. Сделали дубовую купальню и спуск к воде. Раньше дно было глинистое, а теперь в глубину ведут деревянные ступени. Спуск к реке расположен очень близко от резиденции.

Холм пророка Илии и место пещеры пророка Иоанна Крестителя Холм пророка Илии и место пещеры пророка Иоанна Крестителя

– На Святой Земле, как нигде, ощущается близость святых. В вашем храме Иоанна Предтечи есть большая икона «Собор иорданских святых». Большинство их имен мне неизвестно, к сожалению.

– На этой иконе изображены, конечно, не все иорданские святые, а лишь основные, которые здесь подвизались. Из широко известных – это, прежде всего, пророки Илия и Иоанн Предтеча и преподобная Мария Египетская. В двух километрах от Странноприимного дома находится холм Святого пророка Илии. Здесь он перешел Иордан перед тем, как Господь взял его на небо на огненной колеснице. Гиды покажут вам холм «Тель Харрар» с руинами византийской пещерной церкви. Она почитается как жилище пророка Илии и Иоанна Предтечи. Православные христиане не могут не посетить и место усекновения главы Иоанна Предтечи. По преданию, он пребывал в заточении в местечке Макави́р – в темнице замка царя Ирода Махайрос. Здесь проходил описанный в Евангелии пир в честь дня рождения Ирода, во время которого Иоанн Предтеча был усечен мечом. В 72-м году по Р.Х. римляне не оставили от замка Ирода камня на камне, но библейские руины до наших дней свидетельствуют о произошедших здесь событиях.

Русский храм Иоанна Предтечи на месте Крещения Русский храм Иоанна Предтечи на месте Крещения

Библейские руины до наших дней свидетельствуют о произошедших здесь событиях

Недалеко от нас находится место подвигов преподобной Марии Египетской, которая перешла Иордан, чтобы отправиться в пустыню для аскетических трудов и покаяния. Это буквально метрах в трехстах отсюда. В Великий пост, в день «Стояния преподобной Марии Египетской», мы читаем ее житие и канон Андрея Критского прямо на том месте в пустыне, где жила преподобная Мария Египетская. В Иордании святые места сохраняются в инклюзивном, первозданном виде – нет ни современной плитки, ни фонарей. Мы все видим так, как было во времена подвизавшихся иорданских святых: те же самые кусты и тот же песок – ту обстановку, которая была здесь несколько веков назад.

– Наш замечательный гид-миссионер Александр Фрэл показал нам и источник Святого Иоанна Крестителя, и руины византийского монастыря на предполагаемом месте подвига преподобной Марии Египетской. Он рассказал и о том, что сейчас в заповеднике имеют свои храмы и монастыри различные христианские конфессии. Но православные чувствуют себя как дома, конечно, в очень уютном Русском Странноприимном доме. Какова история его создания?

– В июле 2006 года король Иордании Абдалла II Бен Аль-Хусейн решил предоставить России землю на территории заповедника «Место Крещения Иисуса Христа» для строительства паломнического центра. В феврале 2007 года состоялась встреча на высшем уровне короля Иордании и Президента России Владимира Путина. Участок земли в Вифаваре был официально передан России правительством Иорданского королевства в бессрочное и безвозмездное пользование. В марте следующего года на восточном берегу Иордана был освящен закладной камень будущего комплекса. 26 июня 2012 года, в рамках официального визита Президента России в Израиль, был торжественно открыт «Русский Странноприимный дом на месте Крещения Господня». С этого времени он вошел в инфраструктуру старейшего русского учреждения на Святой Земле – Русской духовной миссии в Иерусалиме, которая уже более 170-ти лет занимается приемом паломников.

Патриарх Кирилл, 2012 год Патриарх Кирилл, 2012 год

– Кто из известных людей побывал у вас?

– Странноприимный дом на месте Крещения Господня в ноябре 2012 года посетил Патриарх Кирилл во время своего официального визита в Святую Землю. Это произошло спустя месяц после прибытия первой группы паломников. Он осмотрел храм Св. Иоанна Предтечи, паломническую резиденцию, рассчитанную на 98 человек, уютные гостиничные номера со всеми удобствами, просторную трапезную, автомобильную парковку, два спуска к Иордану: один из них удобен для малых групп, второй – для больших. А 6 октября 2015 года Странноприимный дом посетили председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко, посол в Иордании Борис Болотин, сенаторы, депутаты Госдумы, политики и бизнесмены России и Иордании. Их встретили представители духовенства во главе с начальником Русской духовной миссии в Иерусалиме архимандритом Александром (Елисовым).

– Нас поразил своей красотой расположенный на втором этаже Странноприимного дома православный храм в честь Святого Иоанна Предтечи. Это сердце паломнической резиденции. Из храма долго не хотелось уходить.

Все паломники восхищаются нашим храмом, расписанным в византийском стиле. Он открыт ежедневно, до позднего вечера. Богослужения в храме проходят по средам, пятницам, воскресеньям и в дни великих праздников. Паломники заказывают поминания о здравии и об упокоении на полгода и на год. Редко кто уходит из церковной лавки без икон или сувениров. Даже католики часто приезжают группами на экскурсии в наш храм. Все отмечают его благолепие, особую тишину и спокойствие.

– Каковы ваши собственные ощущения от пребывания в Иордании?

– Эти внутренние ощущения не передать словами. Это ощущение Святого места и особенная близость к святым, к Богу. Кажется, каждая молитва, каждая твоя мысль бывает услышана. Мы знаем, конечно, что Господь к каждому из нас очень близок, но здесь, бывает, даже не молишься, а просто подумаешь – и Господь уже дает просимое.

Гостиница Гостиница

– Окормляете ли вы местное население?

– Первоочередной моей задачей является забота о сотнях паломников. Также мне приходится заниматься духовным попечением о местных русскоязычных христианах. Слава Богу, что в семинарии я был председателем миссионерского братства, поэтому некий опыт приобрел, что весьма пригодилось здесь. Примерно три раза в неделю молимся об упокоении. Когда нет литургии, я служу молебен и заупокойную литию. Записки в основном приезжие подают. Если заказывают сорокоуст, молимся около трех месяцев, т.к. у нас 3–4 литургии в неделю. Местные православные тут как исповедники. Все-таки страна мусульманская – у них свои законы. Как говорится, Восток – дело тонкое. У многих прихожанок мужья – мусульмане, и мы стараемся им больше уделять внимания, и требования к ним уже не такие строгие, как в православной стране. Когда они рассказывают о своей вере, видишь, как им Господь помогает, как рука Божия с ними, какие чудеса происходят в их жизни по их просьбе. Это из их личных рассказов об их жизни, о том, как они пришли к вере.

– Прихожан много?

– По сравнению с Тюменью, где у нас было достаточно много прихожан (на Пасху приходило от 700 до 1000 человек), здесь, конечно, гораздо меньше. В Тюмени в Свято-Троицком монастыре небольшое расстояние от келлии до храма проходил, бывало, минут за 40, потому что людей очень много, и они задавали много вопросов. Я иногда думал, как бы до храма дойти, иногда начинал прятаться. А здесь каждого человека ждешь и ценишь. Каждому уделяешь гораздо больше внимания, особенно нашим, местным прихожанам.

– Вы ощущаете близость святых в этом святом месте?

– Да. Могу рассказать один случай. Во время праздничного всенощного бдения я выхожу перед царскими вратами читать молитвы во время шестопсалмия, соответственно, в алтаре никого не остается. В алтаре на жертвеннике лежали просфорки, из которых я уже начал вынимать частицы за сорокоусты. Одна просфора у меня оставалась – не вынутая, нетронутая. Захожу минут через 10, смотрю, а из просфоры вынуто частиц сто, не меньше. Никого нет, я один священник, у меня здесь нет ни пономаря, ни диакона. Только чтец на клиросе читал псалмы.

Захожу минут через 10, смотрю, а из просфоры вынуто частиц сто, не меньше. Никого нет, я один священник

– И кто, по вашему мнению, вынул частицы?

– Очень многие рассказывают про святителя Нектария Эгинского. Его еще называют «епископ без кафедры», так как он часто ходит по храмам. Бывает, его видят даже воочию. Поэтому, скорее всего, это он. В житиях святых описывается случай, как явился один из святых служащему иеромонаху и просил его помолиться на проскомидии за своих усопших родителей. Иеромонах ему говорит: «Подожди, ты же святой, на небе находишься, а просишь у меня, грешного, молитв». Святой отвечает: «Здесь вы – священники – стоите непосредственно у престола Божия, здесь – на Земле – молитва важнее».

– Что было самым радостным для вас, когда вы приехали сюда?

– Самое радостное для меня – это тишина, тепло и спокойствие. Пожив в городском монастыре, где постоянно шум и очень много людей, здесь, в тишине, начинаешь больше контролировать свои мысли, больше себя слышать. При этом понимаешь, что справиться с собой не так-то просто. Тут и благотворное воздействие на душу, и более обостренная духовная борьба. Она более явная. Без помощи Божьей тут не обойтись.

– А кто у вас поет на клиросе?

– Раньше пели сестры из Горненского женского монастыря, которые направлялись сюда на послушание. Сейчас удалось привезти одного певчего из Тюменского Свято-Троицкого монастыря.

Митрополит Запорожский Лука Митрополит Запорожский Лука

– Вы успеваете пообщаться и познакомиться с паломниками?

– Принимая паломнические группы, я больше общаюсь с батюшками. Если группа приезжает без священника, то, конечно, беру на себя миссию беседовать, исповедовать. Время общения с прихожанами – это обычно проповедь после литургии. Мне понравился один московский духовник, старенький батюшка, сейчас не помню его имя, но он был для меня примером. Он беседовал со своими паломниками целыми днями – и в трапезной, и вечером возле фонтана, и днем они сидели, читая Псалтирь. То есть целыми днями продолжалось общение! А недавно с большой группой паломников приезжал митрополит Запорожский Лука. Пока они жили здесь, он служил литургию каждый день. С ним было 11 сопровождавших священников.

– В трапезной работают русские женщины. Это трудницы?

– Да, трудницы. Их приглашают на рабочий сезон – примерно с середины августа до середины июня следующего года, потому что в середине июня температура воздуха тут поднимается до 50 градусов, и месяца два здесь приема паломников нет. Можно, конечно, приехать, искупаться, в храм зайти. Это одно из самых низких мест на планете – ниже уровня мирового океана на 400 метров (если точно, по-моему, 385 метров). По сравнению с Иерусалимом, здесь всегда на 10 градусов теплее. Я обычно шучу, что ниже меня уже не сошлют, потому что некуда.

– Как вам удается служить без помощников на Рождество и Пасху, когда собирается большое количество людей?

– Особенно сложно бывает на Пасху: с утра служба, потом едем на границу за Благодатным огнем из Иерусалима, потом подготовка, переоблачение, украшение храма, потом приезжают паломники, и с 9 вечера я начинаю их исповедовать. А в 12 ночи начинается пасхальное богослужение и крестный ход.

– Кто украшает храм цветами?

– Сам все делаю. Помогает клирошанин. Людей немного, приходится все делать самому – звонить в колокол, убирать алтарь. Когда на Пасху и Рождество паломники приезжают, мы очень рады, потому что это действительно большая помощь. Если вдвоем служишь, это уже в два раза легче.

– Бывают ли на службах дети?

– Конечно. В основном это дети сотрудников нашего посольства и прихожан. Надо отметить, что дети здесь более взрослые. Знают, как правило, не один язык. Меня удивляет, насколько хорошо в Иордании дети знают не только свой родной арабский, но и английский язык. И радует, что с детства их приводят в храм.

– Отец Михей, расскажите, пожалуйста, о себе. Вы родились в верующей семье?

– Я родился на Урале, в небольшом провинциальном городке Кушва Свердловской области. Родители из рабочих. Папа больше сорока лет проработал в шахте. Сейчас ему идет 86-й год. Мама почила. Родители с детства прививали нам – четверым детям – веру. Меня крестили в 5 лет в храме Архангела Михаила. Мама учила кратким молитвам, сама всегда читала молитвы. Утром, бывало, просыпаешься оттого, что мама в соседней комнате молится за своих детей, иногда со слезами. Конечно, свой отпечаток это наложило на мою жизнь. Слава Богу, Господь сохранил от каких-то страшных грехов в юношестве. Вера-то была. Другой вопрос, что мы не были полностью воцерковленными.

– А учились и работали где?

– После окончания средней школы работал 7 лет мастером ОПС в отделе вневедомственной охраны города Кушва. В 2001-м году по направлению архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского Викентия поступил на очное отделение Тобольской семинарии. Она была тогда в России третьей по счету. Первые две были в Москве и Санкт-Петербурге. Во время учебы нес послушания старшего дежурного по Петропавловскому храму города Тобольска, председателя миссионерского братства при семинарии имени Великомученика Димитрия Солунского. На третьем курсе принял монашеский постриг. Меня назвали в честь преподобного Михея, игумена Радонежского. На Благовещение Пресвятой Богородицы 2004 года был рукоположен в диаконский сан, а ровно через год стал иеромонахом. Два года нес послушание коменданта архиерейского дома архиепископа Тобольского и Тюменского Димитрия (Капалина). Заочно учился в магистратуре при ТПДС и в Тобольске же закончил педагогический институт по профилю «История и право».

– Вы с детства хотели стать батюшкой?

– Нет, хотя мысли были, конечно. Мы с мамой как-то сидели, общались. Был у нас Новый завет, изданный в XIX или даже в XVIII веке, старый-престарый. Лет в 14–15 мне удавалось читать на церковнославянском. Я не все понимал, но старался читать. Мама на меня смотрит и говорит: «Может, тебе батюшкой пойти?» Я говорю: «Какой из меня батюшка?» – «Ну, да». Но через 10 лет по Промыслу Божьему этот вопрос вновь был поднят.

– А бабушка с дедушкой верующие были?

– Да. Дома у них стояли иконы, а мы, дети, спрашивали, живые ли те, кто изображен на иконах. Тогда не хватало ни икон, ни литературы. Какую-то брошюрку мама принесла из храма, еле-еле купила, и то в ней говорилось лишь об изъятии церковных ценностей в XX веке. Позже за большие деньги еле достали Библию.

– Мы приехали на Святую Землю 2 ноября, в день памяти преподобного Гавриила (Ургебадзе). Вы, конечно, читали о том, что решающую роль в его жизни сыграло Евангелие, прочитанное в детстве. А в вашей жизни Евангелие много значило?

– Скорее, Библия целиком. Мама как-то сказала: «Кто прочитает Библию, того Бог не оставит». Знаете, когда начинаешь постоянно искать истину, нужно знать, где можно найти ответ на какой-то свой вопрос. Я потихонечку, втайне от всех, начал читать Библию каждый день. Я ее в подростковом возрасте прочитал всю. У меня была такая идея: если я в течение дня не нашел для себя ответа на свой важный вопрос, то день прошел зря. А тут уже более-менее в церковной библиотеке стали появляться книги преподобных аввы Дорофея, Иоанна Лествичника. Я начал читать. Надо же, на все мои вопросы, оказывается, есть ответы. Я взахлеб, за вечер, прочитывал целую книгу и запоминал все слово в слово. До того изголодалась душа. Это и был наибольший толчок к воцерковлению.

– Сейчас, в век Интернета, найти любую книгу не проблема. А вы в юности делились книгами со своими братьями?

– Я бы сказал, что они больше начали читать и воцерковляться, когда я уже постригся в монашество. Мы ездили, конечно, с ними в паломничества – в Верхотурье к праведному Симеону, в Меркушино, – но в таинствах особо не участвовали.

Игумен Михей (Селяков) Игумен Михей (Селяков)

– А сами когда начали воцерковляться?

– Когда работал мастером по сигнализации 5 разряда в отделе вневедомственной охраны. Вечерами я дежурил, выполняя чисто техническую работу: когда закрывались магазины, кассы, банки, если где-то что-то не могли закрыть, мне приходилось выезжать и устранять неисправности. Городок у нас небольшой, иногда вовсе заявок не было. В 1990-е годы не было ни сотовых телефонов, ни Интернета, даже телевизора у нас в кабинете не было. По 8 часов я в кабинете был один. И вот это уединение очень ценил. Было о чем подумать. Я прекрасно понимал, что в моей жизни всё есть, все блага: здоровье, родители хорошие, квартира, машина, всем обеспечен – чего еще не хватает? И приходил к выводу, что не хватает только молитвы. Особенно это становилось очевидным, когда наблюдал за людьми из окна. Вон дедушка старенький еле-еле идет, пьяный, за кусты хватается, ругается очень сильно. И думаешь: вот-вот он сейчас умрет, ему осталось жить-то всего ничего. А зачем это, для чего эта краткая жизнь? Бессмысленно все.

– Был ли все-таки какой-то призыв Господа к служению?

– В Священном Писании Господь говорит: «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал» (Ин. 15, 16). Когда человек Духом Святым познает истину, он идет уже прямо, не оборачиваясь назад. Процесс воцерковления становится более твердым. Когда я первый раз исповедовался (это сразу была генеральная Исповедь), сразу появилась твердая неофитская решимость: «Больше я грешить никогда в жизни не буду». Эта решимость, когда, может быть, еще предваряющая благодать действовала, продержалась неделю, максимум две. Потом я на кого-то весьма сильно разгневался, накричал. «Ага, – думаю, – не получается». Постепенно начинаешь познавать свою немощь. Захочешь стать святым – не получится. У меня была мысль учиться в духовной семинарии. Настоятель нашего храма протоиерей Димитрий Меньшиков настойчиво предложил мне поступать в семинарию. Но мне не хотелось сразу же туда отправляться. Я говорю: «У меня опыта немного, давайте я годик на приходе побуду пономарем». И это мне помогло узнать Устав и приобрести некий опыт. Потом на первом курсе Тобольской семинарии литургика и другие предметы мне давались гораздо легче.

Постепенно начинаешь познавать свою немощь. Захочешь стать святым – не получится

– В Губернаторском доме Тобольска с августа 1917 года по апрель 1918 года содержалась под арестом Царская семья до высылки в Екатеринбург. Учась в Тобольске, почитали ли святых Царственных страстотерпцев, тогда еще не прославленных в лике святых?

– Да, конечно. Как раз этим летом я с родным отцом посетил большинство мест пребывания Царской семьи, в том числе и бывший дом губернатора в Тобольске. Еще до семинарии, помню, мы заехали в Вознесенский храм Екатеринбурга – он находится недалеко от Храма-На-Крови. Там я купил замечательную книжку – письма Царицы Александры Федоровны. Как проникновенно она писала! До чего же чистые люди были! Я с неофитской благодатью всегда восхищался верующими людьми, и мне казалось, что все верующие – святые, а батюшки и диаконы в храме – это уже, само собой, святые. И Царственные страстотерпцы, и все остальные святые имеют большое значение для нас. Безусловно, они слышат наши молитвы.

– Как вы понимаете, что святые слышат вас?

– Один раз я решил почитать акафист преподобному Серафиму Саровскому. Стою, читаю и думаю: «Сейчас столько людей ему молится. Ну, разве слышит он меня?» Не успел акафист прочитать, смотрю, в комнате пчела летает. Думаю, откуда? У нас плотные стеклопакеты. А у меня была маленькая бумажная иконочка преподобного. Посмотрел, а по ней капелька мира стекает. Я понял, что это все-таки был дан ответ, что преподобный меня слышит. И буквально через неделю-две нам купили билеты в Дивеево, и мы поехали к мощам преподобного Серафима.

У меня была маленькая бумажная иконочка преподобного. Посмотрел, а по ней капелька мира стекает

– Где вы служили до того, как приехали в Иорданию?

– В 2006-м году я окончил семинарию и был направлен на послушание в Свято-Знаменский Абалакский мужской монастырь, названный в честь иконы Божией Матери «Знамение». Там я 7 лет был благочинным – с марта 2007 года. Последние полтора года в Абалакском монастыре исполнял обязанности наместника. А в декабре 2013 года, под Новый год, назначили председателем Епархиальной комиссии по делам монастырей. В 2014-м году меня направили наместником в Свято-Троицкий мужской монастырь в Тюмени. Я не хотел покидать уединенный Абалакский монастырь, расположенный в сельской местности. Но пришлось почти четыре с половиной года быть наместником Тюменского монастыря. В идеале наместник должен быть и духовником. Но в реальности приходится очень много заниматься административными обязанностями.

– А сейчас какие трудности испытываете?

– Сейчас наше подворье РДМ в Иордании (весь комплекс с храмом) не зарегистрировано как религиозная организация, а его необходимо сделать религиозной организацией. Тогда будут льготы по налогам и так далее, и мы сможем более качественно принимать наших паломников. Но эта регистрация зависит от Иерусалимской Патриархии. И на святом месте дьявол особенно старается все испортить, и больше нападок всегда через людей бывает. Поэтому надо всегда сохранять мир в душе, спокойствие. Это тоже своего рода испытание. В таких сложных условиях духовный рост человека происходит.

– Когда вы уезжаете, кто вас заменяет на службах?

– Если уезжаю летом в отпуск, то это как раз когда никого нет. Уезжаем во время затишья. А в течение года практически постоянно здесь находимся. Завтра мне придется поехать на требу, чтобы отпеть прихожанку, но завтра богослужения нет.

– Вы сами как паломник все святые места посетили?

– Израильские – почти все, потому что раз пять бывал там в паломнических поездках от Тобольской митрополии. В Иордании, удивительном королевстве Востока, конечно, видел еще не все. Группы, которые приезжают на два дня, успевают посетить гораздо больше, чем мы за полгода.

– Многие паломники и туристы едут на Мертвое море, расположенное в самой низкой точке поверхности земли – 400 метров ниже уровня мирового океана. Наша паломническая группа туда не ездила. Зато мы увидели древний город Петра, вырубленный в скалах племенем набатеев – настоящий символ Иордании. Из достопримечательностей Петра находится дальше всего от Странноприимного дома.

– В 2007-м году Пе́тра была включена в список «новых чудес света», наряду с Великой Китайской стеной и римским Колизеем. «Городом-музеем» называют и старинный римский город Гера́са (современный Джера́ш), погребенный некогда под массивными слоями песка и глины. Постройки времен римского владычества, древние амфитеатры, христианские базилики, известная на весь мир трехстворчатая Триумфальная арка Адриана, построенная в 130-м году по Р.Х., – эти главнейшие достопримечательности мы можем видеть благодаря усилиям археологов. Нельзя не побывать и на горе Моисея, которую также называют горой Нево́. Согласно Библии, пророку Божию Моисею было велено привести иудеев в землю обетованную, но не дано было войти в нее. С горы Нево́ Моисей увидел сбывшееся пророчество Божие, здесь же пророк умер и был похоронен.

Горячие источники Горячие источники

– Мы были на этой горе. Вид на живописные горные перевалы с нее просто потрясающий! Говорят, что в ясную погоду с вершины прекрасно виден Иерусалим и Амма́н – столица Королевства Иордания. Но мы не видели.

– В Амма́не много памятников дохристианской древности и христианских храмов – базилик первых веков нашей эры. Построенный во времена императора Антония Пия римский театр был рассчитан на 6 тысяч зрителей. Он и сейчас поражает своими масштабами. К югу от Аммана расположен город Ма́даба. Термальные минеральные лечебные источники Зарка-Маин известны еще со времен Древнего Рима и Византии. По преданию, сам Ирод Великий, царь Иудеи, любил окунаться в живительные воды. Здесь можно увидеть тридцатиметровые горячие водопады и естественные природные купальни, в которых удобно принимать термальные ванны, и живописную пещеру, которую горячий пар, поднимающийся из источников, украсил причудливыми и неповторимыми наскальными рисунками.

– Для тех, кто хотел бы приехать к вам, расскажите об условиях проживания.

– Резиденция включает 42 стандартных двухместных номера, 2 одноместных «люкса». Для почетных посетителей предусмотрен отдельный корпус с двумя VIP-апартаментами президентского класса. Есть бесплатный Wi-Fi. Квалифицированный персонал комплекса и гиды, которые проводят экскурсии по Иордании, говорят на русском языке. У нас могут размещаться и индивидуальные паломники, и группы. Так как наш паломнический дом является частью Русской духовной миссии в Иерусалиме, групповые размещения оформляются через паломническую службу РДМ. Все подробности можно найти на сайте www.rusdm.ru.

С игуменом Михеем (Селяковым)
беседовала Ирина Ахундова
Фото автора, из архива Странноприимного дома и из открытых источников

17 января 2020 г.

Если кто-либо из читателей решит посетить Иорданию, он может позвонить или самому игумену Михею (+ 9–62–79–581–76–37, +9–72–52–218–28–58, российский: + 7–912–999–44–75), или старшему менеджеру Странноприимного дома (+ 962–79–064–41–05). Гостям там всегда рады.
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Аль-Махтас: здесь крестился Господь Аль-Махтас: здесь крестился Господь
ФОТОГАЛЕРЕЯ
Аль-Махтас: здесь крестился Господь Аль-Махтас: здесь крестился Господь
ФОТОГАЛЕРЕЯ
Антон Поспелов
В 2015 г. Юнеско включило Аль-Махтас в список Всемирного наследия в качестве места Крещения Иисуса Христа.
О Святой Земле, паломничестве и местных традициях О Святой Земле, паломничестве и местных традициях
Игумен Леонтий (Козлов)
О Святой Земле, паломничестве и местных традициях О Святой Земле, паломничестве и местных традициях
Беседа с игуменом Леонтием (Козловым)
Всякое паломничество, совершаемое в духовных целях, а не ради любопытства, приносит несомненную пользу, будь оно в нашей стране или же на Афоне.
Елеонская Москобия Елеонская Москобия
Елена Галкина
Елеонская Москобия Елеонская Москобия
Спасо-Вознесенский русский женский монастырь
Елена Галкина
За 110 лет своей истории Спасо-Вознесенский монастырь на Елеоне пережил многое, но сохранил главное: здесь, подчас во враждебном окружении, возносится православная молитва – молитва зачастую нерусских по происхождению, но русских по духу монахинь.
Комментарии
Ольга25 января 2020, 19:35
Vip, люксы - как же трагично слышать эти все слова в православии.
р.Б. Ольга21 января 2020, 21:26
Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе! Такая радость на душе, не передать! Я Вас очень хорошо помню, о.Михей и всегда буду помнить незабываемое и чудесное посещение Святой Земли в августе 2012 года на праздник Преображения Господня в составе паломнической группы, которую Вы тогда сопровождали из Екатеринбурга. Как Вы нас заботливо окормляли, просвещали, читая отрывки из Священного Писания, касающиеся тех мест, где мы были на тот момент. Это были просто невероятные 8 дней моей жизни, которые греют и будут согревать всегда! Низкий Вам поклон с Урала и самые искренние пожелания благодатной помощи Божией в Вашем ответственном и радостном служении у таких великих святынь!
раба Божия Надежда19 января 2020, 15:25
Была в Иордании в июле 2018 года. Посетила с экскурсией и горячие источники, и Мертвое море, и Русскую Духовную Миссию. Окунулась в Иордан, забежала в великолепный храм - жалко, что так мало было времени. Ощущение необычайное - так близко присутствия Божиего я не ощущала нигде, даже в самом Израиле. Молюсь, чтобы еще раз посетить эти дивные места.
татьяна18 января 2020, 12:05
Слава Богу за все были с паломниками из Риги в 2012 и 2014 годах в этом благодатном месте окунались в иорданские воды и молились каждый о своем !дай Бог здоровья всем и Божьей помощи в служении !
Православная17 января 2020, 12:23
Замечательный рассказ игумена! Видно, что о.Михей человек сердечный, открытый. Хочется к такому батюшке попасть на исповедь. Удалось в ноябре 2012 года посетить место крещения Спасителя, но мы окунались с израильской "стороны".
Тамара 17 января 2020, 02:45
Божией помощи в служении,О.Михей.Слава Богу за всё ,что имеем такое подворье в таком святом месте..
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×