Москва, 18 февраля 2005 г.
Несмотря на плохую погоду в понедельник, 14-го февраля, на улице Голубинской, дом 16, собрались сотни людей, сообщает наш корреспондент Андрей Толкунов. Они пришли сюда почтить память жертв ужасной катастрофы, произошедшей здесь ровно год назад, когда из-за обрушения крыши-«оболочки» аквапарка «Трансвааль» погибло 28 и пострадало более 100 человек, многие из которых стали инвалидами.
В этот день на месте трагедии установили памятный знак с фамилиями погибших и православный крест. Это место было освящено, здесь по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия будет возведена часовня в память о погибших. Чин освящения совершили настоятель храма во имя святых апостолов Петра и Павла в Ясеневе, подворья Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина Пустынь, игумен Мелхиседек (Артюхин) и благочинный Андреевского округа протоиерей Анатолий Кожа. К памятному знаку возложили цветы прибывшие на скорбную церемонию официальные лица: вице-мэр г. Москвы Валерий Шанцев, префект Юго-Западного административного округа Валерий Виноградов, генеральный директор ЗАО «Европейские технологии и сервис» Сергей Арсентьев, глава организации, которой принадлежал «Трансвааль-парк».
В этот день на месте руин, оставшихся от аквапарка, собралось множество людей, для которых вечер 14-го февраля 2004 года навсегда останется в памяти: те, кто пережил несколько мучительных часов под завалами, их родственники, друзья, бывшие работники «Трансвааль-парка» и те, кто стали свидетелями чудовищной трагедии. Вадим Курников спешил в «Трансвааль» на дискотеку к своим школьным товарищам, но, не дойдя какой-то десяток метров до входа, увидел, как рушится кровля, сделанная из стекла и бетона, а из здания бегут люди в купальниках и плавках, весь пол был покрыт их кровавыми следами, они выбегали прямо на снег. Некоторые из спасшихся потом возвращались обратно в поисках родных, кто-то искал свои вещи. Сегодня Наталья Дмитриевна, мама Вадима, принесла к установленному здесь кресту огромный букет цветов в память о погибших год назад одноклассниках сына. Она говорит: «Я благодарю Бога за то, что Вадим остался жив!» Пришла сюда и Ольга Александровна Милогородская, потерявшая во время трагедии сына и невестку – бабушка Юли Милогородской, которая осталась без родителей. Несчастье постигло семью Хмеадашвили, под обломками здания погиб молодой отец и его малолетний сын, жена осталась в живых, но ей пришлось ампутировать обе ноги.
Бывший работник «Трансвааль-парка» Володя рассказал, что год назад демобилизовался из армии и устроился на работу в аквапарк поваром, его рабочее место располагалось под самым куполом, как раз под тем фрагментом, который уцелел и нависает теперь огромным козырьком над развалинами. На вопрос о том, что он почувствовал в момент обрушения, Владимир ответил: «Почувствовать я ничего не успел, так как беды ничего не предвещало. Поскольку работы в тот момент не было, я со своими коллегами через стекло смотрел на купающихся в бассейнах людей, и лишь через несколько секунд после случившегося ощутил ужас и панику, родившуюся во мне, как и в тех, кто был рядом».
Трагедия в Ясеневе оказала психологическое воздействие не только на тех, кого она коснулась. С тех пор многие люди боятся посещать подобные объекты. Инвесторы крупных сооружений прекратили финансирование строительства объектов, имеющих в проекте схожую кровлю-«оболочку». На эту проблему пришлось взглянуть более тщательно, усилить контроль и ужесточить требования к возведению подобных сооружений. Главный архитектор Москвы Александр Кузьмин говорит, что «после трагедии проект крыши нового павильона на ВВЦ, строительство которого намечено на 2005г., был усилен дополнительными колоннами». Следствие по факту обрушения крыши «Трансвааля» не завершено, его продлили до 14-го июня 2005 года.