Москва, 26 апреля 2005 г.
Перед началом весенней сессии Парламентской ассамблеи Совета Европы Патриарх Московский и всея Руси Алексий направил письмо Председателю Парламентской ассамблеи Совета Европы Рене ван дер Линдену и членам членам Российской Парламенской делегации в Совете Европы, сообщает Седмица.Ru.
«Председателю Парламентской ассамблеи Совета Европы Рене ван дер Линдену
Уважаемый г-н Председатель!
В апреле сего года на заседании Парламентской ассамблеи Совета Европы будет обсуждаться постановление, в котором «активная эвтаназия» может быть признана законной. Считаю важным выразить позицию Русской Православной Церкви по этому вопросу, который имеет не только юридическую, но и нравственную составляющую.
В случаях, когда речь идет о жизни и смерти человека, Русская Православная Церковь исходит из основанных на Божественном Откровении представлений о жизни как бесценном даре Божием, о богоподобном достоинстве человеческой личности. Следуя провозглашенной еще в Ветхом Завете заповеди "не убивай" (Исх. 20. 13), наша Церковь не может признать нравственно приемлемыми попытки легализации сознательного умерщвления безнадежно больных даже по их желанию.
Мы считаем, что закрепление на законодательном уровне положения об эвтаназии может иметь пагубные последствия не только для человека, покидающего этот мир, но и для исполнителя его «просьбы». Признание законности эвтаназии привело бы к извращению представления о профессиональном долге врача, призванного к сохранению, а не к прекращению жизни. Просьба больного об ускорении смерти подчас обусловлена состоянием депрессии, лишающим его возможности правильно оценивать свое положение. "Право на смерть" легко может обернуться угрозой для жизни пациентов, на лечение которых недостает денежных средств.
Независимо от тяжести состояния больного Церковь всегда надеется на милосердие Божие и чудо, которое в любой момент может изменить состояние человека, страждущего от недуга. Церковь знает примеры, когда чудесным образом выздоровление или стабилизация состояния имели место даже в случаях с «безнадежными» больными.
Таким образом, мы считаем эвтаназию формой убийства или самоубийства, в зависимости от того, принимает ли в ней участие пациент. И то и другое является грехом и с религиозной точки зрения недопустимо.
В этой связи Русская Православная Церковь призывает руководство и депутатов Парламентской ассамблеи Совета Европы отказаться от узаконения «активной эвтаназии». Религиозно оправданным будет такое решение проблемы действенной помощи больным, которое будет облегчать их страдания, не лишая божественного и священного дара жизни.
С уважением,
+АЛЕКСИЙ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ»