Протоиерей Артур Алексеюк: «Моя политика – Святое Евангелие»

Преподаватель богословской академии и православной семинарии в Варшаве отец Артур Алексеюк служит на миссионерском приходе и искреннее радуется тому, что несколько сотен его прихожан – образованные молодые люди. Христианские конфессии в Польше выступают единым фронтом против секуляризации, а последствия коронавирусных ограничений – главная проблема Православной Церкви в стране. О чем разговаривают православные поляки после богослужения, почему отец Артур не спешит принимать в Церковь католиков и что его больше всего поражает в Православии – об этом и многом другом наша беседа.

Протоиерей Артур Алексеюк Протоиерей Артур Алексеюк

– Отец Артур, как у вас появилась мысль стать православным священником?

– Я родился в православной семье, в Дрогичине, на востоке Польши. Там сильная православная традиция. Но по поводу принятия священного сана – сложный вопрос. Когда я поступил в Варшавскую семинарию, то уже оканчивал Варшавский политехнический институт, факультет биокибернетики и биомедицинской инженерии. Мыслей стать священником у меня тогда не было вообще. Но когда я во время учебы в вузе начал читать отцов Церкви, а также современных православных богословов, то постепенно начал задумываться о получении духовного образования. Это было в конце 1990-х годов.

Некоторые мои друзья считали, что я сошел с ума

У меня были хорошие успехи в учебе, поэтому еще до окончания вуза появились серьезные предложения по работе в западных компаниях по производству медицинского оборудования. Но я решил поступить в семинарию! Некоторые мои друзья считали, что я сошел с ума. Странно, но я соглашался с ними. Ибо не мог и до сих пор не могу объяснить этого решения логически. Просто так случилось! Сделал выбор сердцем.

Еще перед защитой магистерской дипломной работы я подал документы в семинарию, и меня приняли. Потом поступил в Варшавскую богословскую академию. Дипломную работу я писал под руководством нашего Митрополита Саввы. Он предложил мне поехать учиться в Германию, изучить немецкий язык. Просто сказал мне: «Если ты быстро защитишь работу, я тебя отправлю в Регенсбург».

Отказываться я не стал. Отучившись в Германии два года, я вернулся на родину. Владыка предложил мне преподавать на богословском факультете в Христианской богословской академии в Варшаве, а потом и в Варшавской семинарии. В 2006-м году я женился, а потом у нас родился сын (сейчас ему уже 12 лет). В 2006-м году Митрополит Савва рукоположил меня в священника. Вот с того времени я и служу в часовне Священномученика Григория (Перадзе).

В 2012-м защитил докторскую работу о православном нравственном богословии в сфере биоэтики. Сейчас пишу докторскую диссертацию по педагогике. В семинарии преподаю нравственное и сравнительное богословие, а в академии, на факультете социальных наук – культурную антропологию, историю педагогики, биоэтику и философию для педагогов и психологическое консультирование. Еще являюсь членом Центрального комитета Всемирного Совета Церквей, ну, и нескольких научных сообществ в Польше, например, Польского биоэтического сообщества. Вот как круто изменилась моя жизнь после принятия сана.

– Насколько большой у вас приход, и как выглядит портрет типичного прихожанина?

– Приход небольшой. Это «филиальный» приход кафедрального собора Варшавы в честь Святой равноапостольной Марии Магдалины. В центральной части Польши вообще маленькие приходы, в отличие от востока. В наш храм приходит 200–300 человек. В основном это молодые люди, а если быть более точным, молодые супруги и студенты. Почти все приехали в Варшаву из Восточной Польши учиться или на работу. Пожилых людей немного. Это связано с тем, что наш приход польскоязычный, т.е. у нас богослужения на польском, а не на церковнославянском языке. Среднее и младшее поколение православных поляков слабо или вообще не понимает церковнославянского языка. Для молодых людей это и вовсе большое препятствие – слушать богослужения и молиться на незнакомом им языке.

Лет 30 тому назад, когда в школе русский язык входил в обязательную программу, было совсем по-другому. Сегодня в Польше, кроме людей старшего поколения, церковнославянский и русский язык понимают только те, кто этот язык учит или воспитан в семьях – носителях культуры, главным образом на Востоке страны, среди населения белорусского и украинского происхождения. Поэтому в нашем храме в Варшаве, по благословению Митрополита Саввы, и еще в нескольких приходах страны, особенно в центральной и западной Польше, богослужения совершаются также на польском. Они привлекают молодые православные семьи с детьми, молодежь и даже инославных христиан, в том числе и римокатоликов. Последние восхищаются богатством Православия и желают больше узнать об учении Православной Церкви.

Средний уровень образования среди прихожан – высшее. Наш типичный прихожанин – молодой, высокообразованный человек

Средний уровень образования среди прихожан – высшее, некоторые имеют докторские степени по своим специальностям. Наши прихожане – активные люди, часто присутствуют на богослужениях. Они очень внимательно слушают то, что говорит священник, поэтому часто входят в дискуссии и ставят сложные богословские и нравственные вопросы. Разговаривая с такими людьми, нужно быть очень внимательным и одновременно открытым, авторитарная манера общения с ними не пройдет.

Наш типичный прихожанин – молодой, высокообразованный человек. Он интересуется не только богословием, скажем, но и жизнью вообще, проблемами, которые ставит перед нами современный мир. И от наших прихожан священник может получить трудные, даже неприятные вопросы.

– Например?

– Сегодня люди очень чувствительны, особенно когда речь идет о вопросах свободы, достоинства и прав человека. Вопросы, конечно, разные, и их много. Я могу сказать о тех, которые ставят передо мной, как священником и преподавателем. Люди спрашивают меня об отношении Церкви к экстракорпоральному оплодотворению, клонированию, эвтаназии. Много вопросов касается понимания свободы и прав человека. Особенно в последнее время люди, не только православные, спрашивают об отношении Церкви к свободе половых отношений, гомосексуализму и ЛГБТ. Почему мы занимаем по отношению к ним именно такую позицию, а не другую? Но духовных вопросов тоже хватает.

Но в конечном счете все вопросы связаны c духовной жизнью человека. И задача священника – указать на эту связь. Когда священник отвечает и представляет точку зрения Церкви, люди не всегда довольны. Поэтому надо уметь отстоять наши позиции, но не в авторитарном стиле, как я уже говорил. Священник, отвечающий на вопросы, должен хорошо знать учение Церкви, учение святых отцов, традицию и уметь хорошо аргументировать ответ. Принцип уважения другого человека и культура дискуссии крайне важны, а этого часто не хватает. При этом никакого авторитарного подхода вроде «Bот так, и никак по-другому! Аминь, и все! Исполняй и не спрашивай! Слушать тебя не хочу!» быть не может. Это действует на молодого человека, как красная тряпка на быка.

Надо понимать, что когда ты в таком тоне ведешь разговор с молодым, он может уйти из Церкви и не вернуться. В дискуссиях стоит применять разумный подход, без конфронтации и конфликта. Важно быть искренним и не делать вид, что все знаешь. Молодые люди обладают особым даром ощущать лицемерие, и если их обманывают или злоупотребляют их доверием, его в случае ошибки нелегко вернуть. При этом священник должен иметь смелость говорить и отстаивать правду.

– Какова степень ответственности и участия прихожан в жизни общины? Или в большей части эту нагрузку разделяют священники?

– В 2005-м году, после открытия прихода (я тогда еще не был священником), община на собрании приняла решение, что все финансовые потоки должны находиться под совместным контролем священника и приходского совета. Священник не может самостоятельно принимать решения по финансовым вопросам. Конечно, это не касается литургической и духовной жизни. Для нашего прихода это очень важно. Как я уже сказал, у нас порядка около 300 человек членов общины, при этом почти все молоды. В оперативной коммуникации с ними проблем нет, и они нам, двум приходским священникам, доверяют. Если надо что-то сделать на приходе – проблем с помощью от прихожан нет.

Стоит отметить, что у нас все без исключения прихожане работают где-то за пределами церковной структуры. На службу они приходят только по субботам и воскресеньям, и в праздники. Поэтому работа с людьми сфокусирована на субботнем и воскресном дне, когда у людей есть время. После литургии мы, как правило, проводим коллективные беседы. Мы с моей матушкой ведем воскресную школу и курсы катехизации. Другой священник читает лекции для взрослых. Он хороший богослов и знаток русской философии. Кстати, 5 лет назад я окончил курсы и теперь каждую субботу, по благословению владыки и собственному желанию, оказываю духовно-психологическую помощь. В 2014-м году я основал первый в Польше пункт православной пастырской и психологической консультации, который успешно работает до сих пор.

В 2014-м году я основал первый в Польше пункт православной пастырской и психологической консультации

– Но в храм люди и приходят в том числе чтобы получить душевное успокоение через беседу со священником, молитву, участие в таинствах… И на протяжении веков священнослужители помогают словом, утешают, воодушевляют страждущих. Однако вы получили в дополнение к духовному образование психолога. Нужно ли это, на ваш взгляд, современному священнику?

– Я не уверен, что каждому. Во-первых, священник должен быть священнослужителем, пастырем и молитвенником. Если он обладает способностями и у него есть призвание от Бога, чтобы стать богословом и духовником, это замечательно. Мне кажется, что также неплохо, если он, кроме богословского, имеет светское образование, в том числе медицинское, психологическое, педагогическое. Нужно видеть разницу между духовными и психологическими, даже психосоматическими проблемами. Если благодаря этим знаниям можно лучше понять человека и помочь ему, надо это сделать, всегда с молитвой, уповая на Бога.

Я, похоже, единственный православный священник в Польше, который профессионально оказывает психологическую помощь. Но прежде всего священник, а не психолог. У меня перед глазами довольно много примеров среди католических священников и протестантских пасторов, которые, как мне кажется, потеряли границу между психологией и религией, служением и собственными амбициями. Они более стали психологами, чем священниками, оставили сан и превратились в психотерапевтов.

– С какими проблемами сталкивается сегодня община и вы лично как священник в повседневной жизни?

– Мне кажется, что сегодня самой важной проблемой у людей является проблема веры в Бога. Вторая – кризис доверия человека Богу и ближнему. Эти проблемы взаимосвязаны между собой. Об этом можно сказать много.

Из конкретных проблем – сейчас на первом месте COVID-19. Он вошел в жизнь Церкви. Люди нервничают, потому что боятся заразиться и не понимают, к чему вся эта пандемия и сопутствующие ей неприятности приведут. Некоторые даже боятся причащаться. Из-за риска заражения в храм приходит меньше людей. Мы проводим трансляции богослужений через Интернет, но боимся, что можем потерять часть людей после окончания пандемии. А вдруг они останутся дома и не будут ходить в храм в будущем? Некоторые люди спрашивают, можно ли исповедаться по телефону или через Интернет. Это большая проблема.

Что касается меня, у меня просто нет времени думать о проблемах. Я молюсь и работаю, ora et labora, делаю то, что нужно. Меня поддерживают моя супруга Елисавета и прихожане. Пока пусть так и останется, мы все здоровы. Что мне еще надо?

А еще люди сегодня ставят себе много вопросов из сферы «вера и наука». Для образованных это серьезный мировоззренческий вызов при выборе в пользу или против религии. В Польше ведутся серьезные дискуссии на тему свободы человека. Поэтому мы должны перехватывать повестку и говорить обо всех современных проблемах в духе православной антропологии и аксиологии. Я преподаю на факультетах богословия и социальных наук, поэтому часто приходится отвечать студентам (и далеко не только православным) на эти вопросы.

Также власть делает попытки использовать Церковь как инструмент для достижения своих целей. Я имею в виду, конечно же, католиков. Есть люди, даже высокообразованные, которые думают, что наша сегодняшняя власть такая верующая – значит, мы назло будем против нее и ее убеждений! Много поляков верит в Бога, но отрицают Римско-католическую церковь как институцию. И это проблема, на самом деле, внеконфессиональная: она бьет по нравственным основам общества, как бы нас ни пытались убедить в обратном.

– Как складываются отношения с представителями других конфессий?

– Польша – католическая страна. Согласно официальной статистике, на 2019 год православных здесь всего около полумиллиона человек. Из-за того, что в последнее три года за работой приехало в Польшу много украинцев (по некоторым данным, даже более двух миллионов человек), мы в действительности не знаем, сколько православных христиан живет в нашей стране. Многие из них не признаются, что они православные. По ощущениям, в столице Польши где-то около 50 тысяч православных. Но это не статистические данные, а мнение Церкви.

Отношения с католиками и другими христианскими исповеданиями у Польской Церкви хорошие. Это выражается в том числе в совместном христианском свидетельстве, особенно нравственном. Мы вместе пытаемся противостоять секуляризму и атеизации жизни общества.

– Ваш храм-часовня посвящен Священномученику архимандриту Григорию (Перадзе). Поделитесь историей церкви и выбора небесного покровителя.

Священномученик архимандрит Григорий (Перадзе) Священномученик архимандрит Григорий (Перадзе) – Священномученика Григория нельзя назвать известным святым. Наш приход существует с 2005 года. Но долгое время мы меняли места пребывания и закрепиться в собственном молитвенном помещении смогли только в 2011-м. Это интересно, потому что наш храм – это не самостоятельное здание, а домовая церковь в бывшем складском помещении для хранения угля! Конечно, мы сумели облагородить пространство для молитвы, и сейчас у нас вполне милая часовня.

Как я уже сказал, наш приход – польскоязычный, хотя официальный литургический язык Польской Православной Церкви – церковнославянский. У нас сразу была такая идея, чтобы через язык привлекать людей к вере. В общем, у нас миссионерский приход. Инициатива по созданию общины принадлежала группе молодежи, которая однажды пришла к нашему Митрополиту Савве и попросила благословить служить литургию на польском языке. Митрополит сказал: «Хорошо, когда сами найдете священника, тогда я благословлю, и будет». Ребята начали активные поиски и нашли батюшку. Он сделал перевод литургических текстов на польский язык и начал служить.

Конечно, сразу встал вопрос, кто будет небесным покровителем прихода. Выбрали священномученика архимандрита Григория (Перадзе). Почему? Он связан с Польшей. Да, он грузин, но жил в Польше. Современники отмечали, что отец Григорий был очень добр и внимателен к молодым, всегда их поддерживал. Святой Григорий был богословом и церковным ученым. В 1933-м он переехал в Варшаву и преподавал патрологию на отделении православного богословия Варшавского университета. В мае 1942 года его арестовали и отправили в концлагерь Освенцим, где он был казнен 6 декабря 1942 года, добровольно пойдя на смерть вместо другого заключенного – многодетного отца.

– Когда-то Польская Церковь была частью Русской. Чувствуется ли историческое преемство? Каково отношение православных поляков к России?

– Конечно, чувствуется, особенно в литургической, культурной, обиходной областях жизни Церкви. У православных поляков вы не встретите никаких критических высказываний вроде «Русская духовная и церковная традиция нам чужда!» или «Нам нужно убежать от русского духовного мира!» Но, с другой стороны, и это очень важно, у нас есть также собственная православная традиция. Сейчас Православие в Польше меняет свое лицо. Все больше и больше, особенно в молодом и среднем поколениях, возникают вопросы об идентичности польского Православия. Я замечаю сильные тенденции, которые выражаются в поисках «золотой середины». Православные верующие в Польше прекрасно понимают, что они между Востоком и Западом. Мы живем в стране, где нас меньшинство, но мы идентифицируем себя с достижениями польской культуры и традиции. Мы также духовно тяготеем, скажем так, к русскому Православию, конечно, более, чем к греческому.

Какова наша идентичность? Это важный вопрос. История последних 200 лет показывает, что часто православных в Польше воспринимали просто как русских. Возник даже такой стереотип, что католик – поляк, православный – русский, а протестант – немец. Мнение у поляков, не очень образованных в этом отношении, состоит в том, что Православие в Польшу пришло в конце XVIII века, когда страна была захвачена Российской Империей. И, дескать, Православие было принесено в страну в пику католикам. И да, есть политические силы, которые это мнение поддерживают.

Какое сегодня отношение поляков к православным? Нормальное, никакой вражды нет

Но, возвращаясь к вопросу, надо сказать, что мы ближе к славянскому миру. И в духовном, и в литургическом плане. Какое сегодня отношение поляков к православным? Нормальное, никакой вражды нет. Многие поляки интересуются Православием и относятся к нему как к важному элементу польской культуры. До коронавирусной эпидемии многие люди ездили в паломничества на Украину и в Россию. В Восточной Польше и в Варшаве, в частности, проповеди в православных храмах звучат как на польском, так и на русском языках. И это никого не беспокоит и никому не мешает.

– Расскажите о самых почитаемых в Польше православных святых, в том числе живших в XX веке.

– Мы почитаем православных святых, известных во всем мире. О священномученике Григории (Перадзе) я уже рассказывал. Также мы очень, и я лично, почитаем святителя Николая Чудотворца. Ему посвящено много храмов. Еще – великомученика Георгия Победоносца и Димитрия Солунского. Есть даже мужской монастырь в его честь.

Но когда вопрос заходит о польских святых, надо сказать, что это в основном мученики. В 2003-м году Православная Церковь в Польше причислила к лику святых мучеников Холмских и Подляшских. Они пожертвовали своей жизнью, защищая православную веру во время и после Второй мировой войны.

Православные в Польше очень почитают святого младенца-мученика Гавриила Заблудовского (или Белостокского). Он признан покровителем православной молодежи. Святой, который мне особенно близок, – это священномученик Максим Горлицкий. Он родился в 1886-м году в лемковском селе Ждыня (юго-восточная Польша), служил в селах, где распространялось движение по переходу униатов в Православие. Когда в 1911-м году он стал священником, то подвергся гонениям со стороны австро-венгерских властей и неоднократно попадал в тюрьму. С началом Первой мировой войны отец Максим был арестован и обвинен в участии в русском движении. 6 сентября 1914 года, без суда и следствия, австрийская военная команда расстреляла отца Максима на глазах его беременной жены, отца и односельчан. Последними словами священномученика были: «Да живет Святое Православие! Да живет Святая Русь!» Мне близки еще другие слова святого, которые он высказал, когда был арестован и обвинен в политической активности: «Моя политика – это Святое Евангелие». Это также мой личный девиз.

– Как организована миссионерская деятельность в Польше?

– В миссионерской деятельности Православной Церкви в Польше можно выделить внутренний и внешний план. Внутренняя миссия Церкви – это литургическое служение, пастырское попечение и духовное образование верующих. Священники выполняют свое служение в армии, полиции, тюрьмах, больницах и других медицинских учреждениях, домаx престарелых и в хосписах. Важным направлением миссии является деятельность среди детей и молодежи. В Польше очень активно действует Братство православной молодежи и церковные объединения, например, Братство святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Они организуют паломничества в православные монастыри в Польше и за рубежом (Россия, Украина, Беларусь, Греция, Румыния, Сербия, Святая Земля), занимаются образовательной и издательской деятельностью. Внешняя миссия Церкви заключается в первую очередь в провозглашении Евангелия, популяризации православного богословия и духовной жизни в обществе. Духовенство избегает ситуаций, в которых кто-то мог бы обвинить их в прозелитизме. Когда люди приходят к нам сами, особенно разочаровавшиеся католики, мы действуем аккуратно.

Наш приход, как я сказал, миссионерский. К нам присоединяются не только бывшие католики, но даже вчерашние атеисты. Они коренные поляки и не понимают церковнославянского языка. Поэтому они и идут к нам, чтобы услышать о Христе на родном языке. Я постоянно сталкиваюсь с людьми, желающим познать, что такое Православие. Когда они спрашивают, как стать православным, я всегда им говорю, что это очень сложно. И лучше и легче быть хорошим католиком или протестантом, чем плохим православным. Приход к вере не происходит быстро, и перед Крещением или принятием православной веры человек ждет два года. Надо много учиться, познать Христа и Православие. А для этого нужна серьезная работа, искренность и терпение, а не одномоментное восхищение.

Лучше и легче быть хорошим католиком или протестантом, чем плохим православным

Почему так? Немало было случаев из опыта, когда люди приходили – от восхищения, а потом покидали Церковь. К нам на богослужение может зайти абсолютно любой человек. Он может посетить собрание общины, послушать доклады, пообщаться со священником. И эти мероприятия становятся для него ступеньками в мир Православия. Постепенно люди приходят к вере и присоединяются к Церкви. Все происходит не спеша, мирно, без нервов. Неправильно сразу принимать человека, если у него есть недовольство другой конфессией, и он таким образом как бы мстит своему прошлому. Пусть остынет. В противном случае, мы можем его принять, а через несколько недель получить недовольного уже Православной Церковью.

– Если паломник из России вдруг окажется в Польше, какие места и святыни вы порекомендуете ему обязательно посетить?

– Смотря куда он поедет! Если в Варшаву – то собор Святой равноапостольной Марии Магдалины, церковь Святого преподобного Иоанна Лествичника и кладбище. Мы строим в Варшаве большой храм Святой Софии – первый строящийся в столице храм спустя 100 лет! В Восточной Польше – однозначно, Белосток, и недалеко от него – Супрасльскую лавру с одноименной чудотворной иконой Богородицы. В нескольких километрах от Белостока, в селе Зверки (около Заблудова), есть женский монастырь Рождества Пресвятой Богородицы с мощами младенца Гавриила.

Недалеко от города Бельск-Подляски находятся мужской монастырь Великомученика Димитрия Солунского с его чудотворной иконой и женский монастырь Великомученицы Екатерины. Это новые монастыри, еще в стадии строительства, но их стоит посетить.

Если кто-то приедет в Польшу, то обязательно надо посетить монастырь Святых Марфы и Марии на святой горе Грабарке (недалеко от города Семятыче). Это настоящий центр Православия в Польше. Ежегодно, в праздник Преображения Господня, здесь собираются паломники со всей страны. В 2012-м году монастырь посетил Патриарх Кирилл. Да, и еще на востоке Польши, недалеко от границы с Беларусью, на реке Буг, находится монастырь Святого Онуфрия Великого с его чудотворной иконой. Это очень важное место для Православной Церкви в Польше. Вообще, в Восточной Польше много интересных мест и прекрасных православных храмов.

– Что больше всего поразило вас в Православии?

– Вы готовы к тому, чтобы поговорить со мной еще три часа? (смеется). Думаю, что духовность, а также союз интеллекта и духа в церковном учении. Меня всегда поражала простота высказывания истины святыми отцами Церкви. Они говорили прямо и очень просто о сложных вопросах.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
«Надобно трудиться для каждого человека» «Надобно трудиться для каждого человека»
Сергей Иванов
«Надобно трудиться для каждого человека» «Надобно трудиться для каждого человека»
Беседа с отцом Павлом Шведом – духовником Братства Православной Молодежи в Польше
Когда хотим учить о Христе, сначала мы – духовенство, верующие люди – должны быть для других примером, оказывать им любовь и проявлять понимание.
«Моя единственная политика – святое Евангелие» «Моя единственная политика – святое Евангелие»
Памяти сщмч. Максима Горлицкого
«Моя единственная политика – святое Евангелие» «Моя единственная политика – святое Евангелие»
Памяти священномученика Максима Горлицкого
Матвей Славко
Священник-русин Максим Сандович не раз арестовывался австрийскими властями по доносам униатов и католиков. Чтобы его оставили в покое, ему достаточно было отречься от веры своего народа – Православия. За исповедание ее он был расстрелян.
Скит на болотах (+Видео) Скит на болотах (+Видео)
Беседа с режиссером Ежи Калиной
Скит на болотах (+Видео) Скит на болотах
Беседа с режиссером Ежи Калиной (Польша)
Ольга Кирьянова
О том, как строится и живет православный скит в польской глубинке, о его основателе и пока единственном насельнике – архимандрите Гаврииле, у которого, однако, много помощников и со-трудников, рассказывает фильм режиссера Ежи Калины «Архимандрит». «Люди узнают о ските, а это в нынешних условиях очень важная позитивная информация», – уверен режиссер.
Комментарии
Варвара15 сентября 2020, 23:40
Спасибо за статью! Лично знаю о. Артура и его сестру. Очень хорошие люди. Привет из Германии!
рБ Марина 9 сентября 2020, 23:10
СПАСИ ГОСПОДИ ОТЕЦ АРТУР ВЛАДИМИР ЗА СТАТЬЮ!!!ПОМОЩИ БОЖИЕЙ ВАМ В СЛУЖЕНИИ И В ТРУДАХ!!!
Денис 9 сентября 2020, 18:34
"Кстати, 5 лет назад я окончил курсы и теперь каждую субботу, по благословению владыки и собственному желанию, оказываю духовно-психологическую помощь". Хороший аргумент за православную психологию и в России!
Денис 9 сентября 2020, 18:31
"В наш храм приходит 200–300 человек. В основном это молодые люди, а если быть более точным, молодые супруги и студенты. Почти все приехали в Варшаву из Восточной Польши учиться или на работу. Пожилых людей немного. Это связано с тем, что наш приход польскоязычный, т.е. у нас богослужения на польском, а не на церковнославянском языке. Среднее и младшее поколение православных поляков слабо или вообще не понимает церковнославянского языка. Для молодых людей это и вовсе большое препятствие – слушать богослужения и молиться на незнакомом им языке". Сильный аргумент за богослужения на русском языке и в России!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×