Подвиг христианский как труд бурлаков

Репин Илья Ефимович "Бурлаки, идущие вброд" (1872 г.) Репин Илья Ефимович "Бурлаки, идущие вброд" (1872 г.)     

Жизнь христианская, как мы знаем, невозможна без подвига – пусть не великого, не поражающего воображение, скромного и даже, может быть, незаметного для взгляда стороннего наблюдателя, но все же подвига. Царствие Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его (Мф. 11: 12), – говорит нам в Евангелии Господь. А преподобный Исаак Сирин, великий угодник Божий, чей жизненный путь являет собой дивный образец обращенности ума и сердца горе, предостерегает забывающих об этом: «Никто не восходил на небо, живя прохладно».

И все же… Все же, хотя мы, люди, верующие во Христа и в жизнь будущего века, и желаем, вне всякого сомнения, спастись и быть со своим Создателем в вечности, произволяющих подвизаться находится все меньше и меньше. Мы слишком теплохладны и слишком сильно стремимся к комфорту, чтобы с готовностью покидать его зону.

Но время от времени благодать все-таки не просто касается наших сердец, а достигает их глубины, заставляет встрепенуться, осмотреться вокруг, понять, насколько бедственно наше текущее, наличное положение.

И тогда появляется желание измениться, исправиться, хотя бы немного приблизиться к тому, какими хочет нас видеть Господь. Тут-то и становится понятно, какова мера нашего сердечного нечувствия – окамененного, как определяется оно обычно у отцов. И что тут удивительного! Слишком подолгу остаемся мы теми самыми лежачими камнями, под которые вода не течет. И чтобы выйти из этого состояния внутренней статичности, начать переход от одной жизни к другой, необходимо напрячься, мобилизоваться, чтобы в полном смысле этого слова подвинуть или подвигнуть себя вперед. Это и есть подвижничество.

Когда мы беремся наконец за этот труд, то необходимо благодарить Бога за ту решимость, которую Он (точно – Он!) влагает в наше желающее доброго, но так отчаянно сопротивляющееся ему то и дело сердце.

И необходимо помнить еще о том, что тот же враг, который прежде держал нас в мягких и убивающе уютных объятиях сна лености и нерадения, убеждал, что «все идет нормально, ничего можно не менять», теперь постарается употребить все возможные способы для того, чтобы отвлечь от доброго намерения, запутать или запугать.

И о некоторых из этих способов хотелось бы сказать отдельно: слишком часто прибегает к ним противник нашего спасения и слишком действенными они оказываются.

Враг знает нас, изучает с самого момента нашего рождения наши слабые и сильные стороны, наши страхи, наши привязанности, наши сердечные расположения. Он гораздо прилежнее и внимательнее в этом отношении, чем мы сами. И потому лучше понимает нас, нежели мы – себя.

И потому, если он видит в нас нерешительность, склонность к колебаниям, сомнениям, замечает нашу робость, то начинает убеждать в том, что надо пожалеть себя, не слишком усердствовать, подождать, пока для подвижничества наступит более благоприятный момент, когда обстоятельства в большей степени будут способствовать ему. И прочая, и прочая… И в итоге так нас расслабляет, что мы, и не начав, уже заканчиваем – бесславно и безрезультатно.

Если же, наоборот, видит нашу ревность, то старается разжечь ее до предела, побудить нас покуситься на дела и свершения, силы наши превосходящие, что очень быстро приводит к надрыву, внутреннему слому, после которого мы опять-таки оставляем любые подвиги – поневоле, не имея уже никакой возможности подвизаться.

А оставление подвигов вследствие надрыва очень часто приводит к отвращению от них и к отвращению по отношению к ним, понуждает не просто остановиться, но и очень часто – обратиться вспять.

Еще одна хитрость представляет нечто среднее между двумя описанными выше. Мы начинаем подвизаться, несмотря на все вражьи козни, трудимся, в чем-то недостаточествуем, в чем-то преуспеваем, но в какой-то момент… устаем. И тут враг наваливается на нас с удесятеренной силой. Начинает буквально закидывать помыслами о том, что подвизаться ведь придется не месяц, не год, а всю жизнь! И нет, нам ни в коем случае не выдержать такой жизни, если не дать себе отдых, не позволить расслабиться, не заявить о своих правах на льготы. На какие? На возможность сделать хотя бы несколько шагов назад, разрешить себе что-то из того, что однозначно решено было из своей жизни изгнать. И эти шаги назад очень быстро приводят к тому, что ноги заплетаются и мы падаем – однажды или многажды. Более или менее тяжело. А потом… Потом очень трудно бывает вставать и начинать все заново.

И, зная все эти уловки нашего противника, хочется как замечательное средство против них, как драгоценное сокровище мудрости духовной и опыта аскетического предложить наставление о правильном образе подвига великого старца Оптинского – преподобного Амвросия, человека, болевшего большую часть своей жизни и подвизавшегося – день за днем, мгновение за мгновением.

Преподобный Амвросий уподоблял подвиг труду бурлаков: они то тянут баржу, то дают себе небольшую ослабу – но всегда идут только вперед

Подвиг христианский преподобный уподоблял труду бурлаков: они то тянут баржу, напрягая мышцы и сухожилия, то дают себе небольшую ослабу, то снова тянут, то опять немного замедляют движение – для того, чтобы мышцы не потеряли силу, а сухожилия не порвались. Но при том (и это крайне важно!) они ни на мгновение не обращаются вспять, направление их движения постоянно и неизменно. Они не спешат, они не допускают мысли о том, что баржу можно бросить, а самим сбежать, они тянут и тянут ее вперед.

Их путь долог, труд кажется невыносимо тяжким, и однако же они рано или поздно обязательно достигают своей цели.

Игумен Нектарий (Морозов)

15 сентября 2020 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
«Мы все – воины Христовы» «Мы все – воины Христовы»
Иерей Сергий Олисов
«Мы все – воины Христовы» «Мы все – воины Христовы»
Беседа с иереем Сергием Олисовым о настоящей войне и воинах
Именно в духовном пространстве вызревают все земные события – плохие и хорошие. От того, как человек ведет борьбу со своим собственным злом, зависит общий ход истории.
Выстроить опоры в собственной душе Выстроить опоры в собственной душе
Игумен Нектарий (Морозов)
Выстроить опоры в собственной душе Выстроить опоры и в собственной душе
Что делать, когда война с грехами кажется проигранной
Игумен Нектарий (Морозов)
«Сколько раз я начинал истреблять в себе страсти, и как мало в этом преуспел!» – такие мысли навязчивы, и вот уже опускаются руки и кажется, что побороть грехи никогда не получится. Что поможет преодолеть апатию и разочарование?
Выпадение из света Выпадение из света
Свящ. Иоанн Валентин Истрати
Выпадение из света Выпадение из света
Священник Иоанн Валентин Истрати
В этом вихревом полете к смерти — или, что уж там говорить, в этой смерти запрограммированной и прогрессирующей — падший человек становится всё более одиноким, ибо отказался от протянутой руки Христа, которая вернула бы его назад, в лодку жизни.
Комментарии
Николай16 сентября 2020, 09:00
Благодарю Вас, о.Нектарий, за очень полезную статью.Позвольте мне с вершины склона моих лет , высказать свое мнение. Вы как бы оборвали историю.Это вчера они тянули баржу , а сегодня они поставили моторчик на баржу. Есть повод продолжить мысль.
Ольга15 сентября 2020, 22:45
Христианский подвиг можно сравнить с трудом бурлаков, а с чем можно сравнить последний? Или что являл собой труд бурлаков, если «Всем известно, откуда этот народ: дома в конце зимы, как не раз извещали по крайней мере, корой питаются и идут по весне к хозяину тянуть барку, по крайней мере иные, из-за одной только каши, почти без всякого уговора. Примеры бывали, что с первых дней так и умрет у каши бурлак, навалившись на нее с голодухи, задушится, «лопнет». Лекаря взрезывали, говорят, этих людей и находили одну только кашу до самого горла...»? (Ф. М. Достоевский «Дневник писателя»).
Ксения15 сентября 2020, 17:29
Благодарю Вас, о.Нектарий, за очень полезную статью. Она была очень нужна, как раз в самый нужный для меня момент. Воспитываю сына- ученика музыкальной школы. Кто учился в музшколе, тот знает, как это нелегко. Потому что это ежедневный труд из года в год- 8 лет. Если бы сама училась, а то ведь -ребенок. Надо стимулировать, заниматься. Такой соблазн- учиться как получиться, а то и бросить. Очень похож этот труд по сути на труд бурлака. Вдохновили и подсказали. Идем вперёд.
Андрей15 сентября 2020, 06:25
В обыденности подобное называется статическим и динамическим воздействием. Используя своевременный рывок можно достигнуть горазда больших успехов, но надо хорошо понимать куда, когда и как направлять усилие.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×