Хоронили старика

Боль стала его жизнью. И смертью

Драголюб Костич Драголюб Костич Привычная и, увы, печальная картина для Косово и Метохии: похороны. К сожалению, оставшиеся сербы проводят их много чаще, чем, например, венчания или крещения. Горе, скорбь – постоянные их спутники сегодня. Это не значит, что они унывают, нет: скорее они стараются жить с Богом, учась у горя смирению. Как говорят сами сербы, во многом в собственном горе виноваты они сами, но не нам, думается, судить о степени их вины. Вот небольшая зарисовка с кладбища косовского села Велика Хоча.

На скромных похоронах этого старика немногочисленные провожающие говорили, что прощаются с тем, кто умер уже давно и кто, будучи мертвым среди живых, не давал забывать о греховности этого мира и был примером исполнения заповеди «Блаженны алчущие правды». Да, 83-летний старик искал этой правды, страдал за нее, был ее свидетелем.

У Драголюба Костича, жителя села Ретимля, что в Косово и Метохии, террористы из УЧК[1] в течение недели похитили двух сыновей: 28-летнего Югослава и 22-летнего Сашка. В том же страшном июле 1998 года похитили и его супругу Ружу и дочку Злату – их и еще девять женщин и одного старика удалось спасти из концлагеря УЧК благодаря быстрым действиям сотрудников Международного Красного Креста. А вот сыновей спасти не удалось.

Изгнанный из своего дома, из родного села, Драголюб жил в Великой Хоче, нашем сербском анклаве, этом острове Православия посреди моря ненависти и презрения «соседей». Старик отказался уезжать из Косово и Метохии в центральную часть Сербии, сказав, что хочет быть ближе к своим исчезнувшим детям, не теряя надежды, что сыновья все-таки живы, предпринимая отчаянные, безнадежные попытки найти любимых сыновей. Через несколько лет умерла от горя его жена, и Драголюб остался жить в старом доме с единственной дочерью. Жил в одиночестве и робкой надежде.

Велика Хоча Велика Хоча

Измученный горем, болезнями и старостью, он поначалу обивал пороги представительств всевозможных международных организаций, призванных, по его убеждению, восстановить попранную справедливость и найти похищенных людей. Приходил, просил, плакал – ответом был холодный, брезгливый взгляд «ответственных людей» и отрывистая просьба «заполнить вот этот формуляр».

Приходил, просил, плакал – ответом был жесткий взгляд и холодные слова: «Заполните вот этот формуляр»

Старик понял, что помощи от новых хозяев его родной земли ждать не приходится, и просто ходил по округе, надеясь сам, своими силами найти детей. Помню, как он подходил к прохожим, останавливал их, заглядывал просительно в глаза и в который уже раз рассказывал, плача, свою историю. Он искал сострадания и поддержки в своем горе – у кого-то и находил, потому что мы понимали: каждого из сербов здесь, в Косово и Метохии, может постичь та же страшная участь.

Когда мы его слушали – в сотый, тысячный раз, уже невнимательно, потому что наизусть знали его историю, – мы удивлялись, откуда у старика столько сил, что держит его, измученного и несчастного, на этой земле. Оказывается, и горе может давать силы… Признаться, многие жалели, что он еще жив, ведь надежды плачущего старика, 20 лет ищущего детей, призрачны.

Однажды новые хозяева Косово отключили свет в доме старика Драголюба: он-де задолжал аж 27 евро за коммунальные услуги. Дед сидел на крыльце своего дома и говорил нам, односельчанам:

– Люди, албанцы отняли у меня двух сыновей, спалили два дома, отняли пашню и вот теперь отрубили свет. Есть ли правда в этом мире?

Что мы могли сказать? Вопрос старика-мученика, мне кажется, не требовал ответа.

Будучи уже совсем больным и немощным, поняв тщетность своих поисков, он обращался к нам, чувствуя приближение смерти:

– Люди, раз вы не смогли помочь мне и моим несчастным сыновьям, не оставьте, умоляю, мою дочь – без меня она останется совсем одна, в нищете и горе. Сербы, помогайте друг другу.

Чувствуя приближение смерти, он обращался к нам: «Люди, помогайте друг другу!»

Дорогой дедушка Драголюб, прости нас, грешных, у которых вместо сердца – камень, за те несчастья, которые ты пережил. Прости за то, что мы, твои единокровные сербы, не разделили с тобой твою боль, не посчитали ее своей, замкнувшись в собственном эгоизме и равнодушии. Твоя боль – одна из океана нашей общей скорби, излечить которую способен только Господь, потому что в этом мире нет таких лекарств, чтобы победить подобную боль, боль и страдание Косово и Метохии. Только позже, уже после твоей смерти, мы увидели, поняли, что свои страдания ты воспринимал как служение Христу и ближнему: ты учил нас переносить их со смирением и призывал нас разделять общее горе. Молимся о том, чтобы твоя жертва помогла сербам стать ближе к Богу и друг к другу.

Деян Бальошевич
Подготовил Степан Игнашев

13 января 2021 г.

P.S. Дорогие читатели, мы продолжаем инициативу по оказанию помощи косовским сербам и храмам и монастырям Косово и Метохии. Если вы хотите и можете оказать помощь, вот номер карты Сбербанка, на которую можно перечислить пожертвование: 5469017709235086 (Петр Михайлович Д., обязательна пометка: «Помощь Косово»).

[1] Армия освобождения Косова (алб. Ushtria Çlirimtare e Kosovës – UÇK).

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Петр21 января 2021, 08:21
Спаси вас Господь, дорогие Наталья Нафигулловна, Любовь Михайловна, Алексей Геннадьевич, Елена Владимировна, Элина Анатольевна, Анна Николаевна, Марина Сергеевна, Евгений Михайлович, Татьяна Алексеевна, Инна Александровна, Ирина Александровна, Галина Петровна, Елена Григорьевна, Наталья Анатольевна, Елена Николаевна, Алексей Анатольевич, Инга Вилордиевна, Лариса Грачиковна, Елена Евгеньевна, Юлия Борисовна, Николай Владимирович, Ростислав, Игорь Анатольевич, Владимир Валерьевич, Валерий Викторович, Максим Эдуардович, Светлана Юрьевна, Татьяна Николаевна, Ольга Александровна, Константин Рамильевич. Молимся и благодарим вас.
Петр17 января 2021, 08:07
Благодарим и молимся о вас, дорогие Иван, Роман, Ирина, Ольга, Игорь, Дмитрий, Сергей, Мария, Анатолий, Сергей, Дмитрий, Елена, Ольга, Вероника, Игорь, Владимир, Алексей, Елена, Светлана, Павел, Юлия, Татьяна, Мария, Антон, Алексей, Оксана, Анна, Ирина, Георгий, Лариса, Иван, Дмитрий, Светлана, Александр, Лидия, Инна, Алексей, Марина, Андрей, Денис, Ирина, Александр, Ольга, Ольга, Андрей, Наталья, Юлия, Сергей, Любовь, Надежда, Антон, Ирина, Петр, Наталья, Андрей, Константин, Илья, Эдуард, Дарья, Марина, Ольга, Роберт, Георгий, Лариса, Борис, Андрей, Денис, Гавриил, Виталий и все неравнодушные братья и сестры. Спаси вас Господь!
Наталья Богоявленская13 января 2021, 20:23
Дарья, не осуждайте, пожалуйста. Мы с вами ничего не знаем о тех людях, о которых вы пишете, кроме того, что сейчас всем сербам тяжело. Правильнее будет помолиться о них и взглянуть на себя. Простите меня. Упокой, Господи, душу новопреставленного раба Твоего Драголюба.
Елена О13 января 2021, 18:50
Дарья, для принесения пользы реквизиты внизу статьи
Светлана13 января 2021, 16:26
Добрый день,можно выслать данные по этой девушке (дочери) чем можно ей помочь.Телефон для связи.
Надежда13 января 2021, 15:18
А что же со Златой? Как она живёт?
Дарья13 января 2021, 12:52
Упокой, Господи его душу. Как беспомощны посмертные причитания и воспоминания... Уберегут ли его дочь те люди, к которым он обращался?.. Или дадут ещё один повод считать, что во всем сами виноваты?.. Какое-то пустое покаяние, достойных плодов нет... Зачем тогда эти поздние причитания? Какой в них смысл и какая польза?
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×