Симферополь, 11 июля
Православная Церковь и ученые должны объединить усилия по поиску христианских реликвий Крыма, утраченных после революции 1917 года. Об этом заявил заведующий кафедрой российской истории Таврического национального университета профессор Борис Филимонов, сообщает корреспондент Православия.ru Сергей Степанов.
«Ученые и представители Церкви должны вместе работать над изучением дневников, архивов и свидетельств очевидцев», – сказал историк.
В качестве примера успешной деятельности Филимонов приводит историю образа Знаменской Курской Божией Матери, последние документальные свидетельства о пребывании которого в Ялте зафиксированы в 1920 году.
«Долгие годы судьба иконы была неизвестна. Однако, 10 лет назад, выступая на научной конференции, посвященной окончанию Гражданской войны, я обмолвился, что образ был утерян. После конференции ко мне подошла одна из слушательниц. Женщина сказала: "Теперь я понимаю, откуда у нас в Америке эта икона". Оказалось, что с приходом красных в Крым образ был эвакуирован. И все это время икона пребывает в Америке, в Синодальном подворье, в штате Нью-Йорк. Это счастливый конец, теперь мы знаем, где эта икона», – говорит историк.
В то же время, профессор Филимонов утверждает, что многие православные реликвии Крыма после революции 1917 года были утрачены, их судьба не известна до сих пор.
«В качестве более скорбного примера можно привести святыни Херсонеса. Севастополь был взят большевиками 15 ноября 1920 года. Одной из крупнейших православных святынь города являлся херсонесский Свято-Владимирский монастырь, основанный на месте крещения равноапостольного князя Владимира, одна из наиболее посещаемых обителей в Российской Империи. В первые же месяцы пребывания большевиков в Севастополе из монастыря устраивается концлагерь. Сюда были заключены монахи, а также жены белых офицеров. В архивах удалось обнаружить опись монастырского имущества, произведенную красными. Как оказалось, большевики конфисковали "частицу мощей князя Владимира (эта частица была передана Херсонесскому монастырю по указанию Императора Александра II в июле 1859 года), доску с частями мощей 97 святых, а также маленький крест, в котором хранилась частица мощей неизвестного святого". В 1926 году верующие ходатайствовали перед властью о возвращении им вскрытых мощей из Херсонесского монастыря, однако получили отказ. Что случилось в дальнейшем с этими православными святынями – выяснить не удалось», – утверждает профессор Филимонов.
Также историк напоминает о святынях кафедрального Александро-Невского собора в Симферополе, который был взорван большевиками в 1930 году:
«В соборе хранилось Евангелие, пожертвованное Екатериной II. После закрытия храма верующие ходатайствовали перед большевиками о его возвращении. Однако власти распорядились иначе: серебряные части были сорваны, а само Евангелие якобы передали в Центральный музей Тавриды, куда оно, однако, так и не поступило», – сообщил Филимонов.
Профессор уверен, что обнаружить многочисленные православные святыни, пропавшие в послеровлюционном Крыму, можно только в случае объединения усилий ученых и Церкви.
«Мы должны объединить усилия, и я уверен в успехе, ибо ищущий да обрящет», – считает историк.