Пекин, 7 сентября
Идея восстановления Свято-Николаевского собора, разрушенного хунвэйбинами в 1966 году, активно обсуждается в настоящее время харбинской общественностью, сообщает "Интерфакс-Религия" со ссылкой на агентство «Синьхуа».
Местный архитектор Ху Хун рассказал газете «Чайна дейли», что его мать, православная верующая из России, еженедельно водила его в детстве на службы в Николаевский собор, и память об этом «до сих пор согревает его сердце».
«Надеюсь, однажды я вновь увижу новый Николаевский собор на его прежнем месте», – сказал 54-летний житель Харбина. Ху выразил уверенность, что горожане и гости столицы провинции Хейлунцзян (Маньчжурия) «будут поражены экзотической прелестью» храма, расположенного некогда на главной городской площади.
Просторный бревенчатый собор, украшенный шатровыми сводами и луковичными главками, был возведен в 1900 году. После разрушения храма на его месте долгое время простирался пустырь диаметром около
Многие харбинцы разделяют мечту архитектора Ху и согласны, что восстановленный храм стал бы замечательным памятником истории самого русского города в Китае и его неповторимого стиля. Один из жителей города вспоминает, что фотография на фоне собора долгие годы оставалась гордостью его домашней коллекции. «Но теперь, проходя мимо, я даже не хочу смотреть в сторону бывшего храма», – говорит Би Яоцзу.
Однако профессор архитектуры из Харбинского технологического института Ли Чуньсинь считает опасной для города именно притягательность Николаевского храма. «Если церковь восстановят, толпы туристов с фотокамерами парализуют движение в этом районе», – говорит он.
Специалист из городского историко-культурного исследовательского центра Ли Синшэн, в свою очередь, заявляет, что восстановление храма недопустимо, ибо он являлся «символом царистского колониализма».
Разнообразие мнений побудило мэра Ду Юйсиня поручить харбинскому Бюро городского планирования тщательно изучить вопрос о восстановлении храма.
В ходе «культурной революции» и в предшествующий ей период пострадало множество православных храмов Китая. В Харбине Благовещенский храм был превращен в цирковое училище, Успенский – в комнату смеха с кривыми зеркалами. Колокольню последнего храма доныне венчает пятиконечная звезда. Два православных кладбища, Покровское и Успенское, были разрушены, а надгробными плитами с сотни тысяч русских и китайских могил вымощена набережная реки Сунгари.
По воспоминаниям очевидцев, разрушение Свято-Николаевского собора сопровождалось публичным сожжением находившихся в нем икон. Другие иконы были выставлены для поругания в парках и рабочих клубах города. Уничтожение святынь сопровождалось барабанным боем и беспорядочным звоном в колокола.
В середине 1980-х годов в Харбине был вновь открыт Покровский храм. До 2000 года в нем служил последний священник-китаец Григорий Чжу Шипу. В настоящее время прихожане собираются на молитву в отсутствие священнослужителя.
Восемь лет назад китайским правительством был восстановлен Софийский собор в Харбине. Теперь он используется как музей.