Москва, 28 сентября
Выставка «Православие в Польше» пройдет 4 - 10 октября в Москве, в Храме Христа Спасителя, часть выставки можно посетить 7 - 12 октября – во Всероссийском выставочном центре (ВВЦ), в павильоне № 70, сообщает руководство Фонда имени князя Константина Острожского (Польша).
Moсквa – первый город, в котором пройдет выставка «Православие в Польше».
160 больших фотографий (формата 70 x
В экспозиции и в каталоге представлены работы таких фотографов, как Гжегож Домбровски, Марек Долецки, Кшиштоф Мишулович, Пётр Савицки, Виктор Волков, Веслав Мариуш Зелински.
Выставку откроют Патриарх Московский и всея Руси Алексий совместно с Митрополитом Варшавским и всей Польши Саввой, который будет находиться в России с официальным визитом.
Открытие выставки состоится 4 октября в 12 часов в Храме Христа Спасителя. Посетить ее можно на протяжении недели 4 - 10 октября.
Часть экспозиции будет показана также во Всероссийском выставочном центре – в павильоне № 70 (Станция метро «ВДНХ»).
Выставку будет сопровождать научная конференция «Польская Православная Церковь: история и современность», которая пройдет в конференцзале гостиницы «Даниловская» (Большой Староданиловский переулок, 5).
Проведение выставки и научной конференции финансируется министерством культуры Республики Польша.
Организатор выставки – Фонд имени князя Константина Острожского (Белосток).
Соорганизатор – Белостокская фирма по перевозкам «Засцянек ТРАНС ПП С.Ц.» Малгожаты и Мирослава Павлючук.
Соорганизаторы c pуccкoй cтоpоны – Oтдeл внeшних цepкoвных связей Мocкoвскoгo Пaтpиaрхaтa и выстaвoчнaя кoмпaния «Миp-Экспo». Кураторы выставки – Анна Радзюкевич и Кшиштоф Юрецки.
Авторы выставки стремились отразить в разных проявлениях духовный мир православного населения Польши – показать жизнь литургическую и монашескую, новопостроенные храмы, святые места, участие молодежи и детей в жизни Церкви, указывать на истоки Православия в Польше, обратить внимание на сохранение и развитие традиций, а также на присутствие Церкви во всех сферах общественного бытия – в том числе в армии, в системе просвещения, в благотворительности, в издательском деле.
Цель выставки– дать представление о динамике, активности, открытости, но прежде всего о духовных измерениях Православной Церкви в Польше.
Программа научной конференции «Польское Православие. Польская Православная Церковь: история и современность», сопровождающей выставку «Православие в Польше»:
4 октября
1. Высокопреосвященнейший Савва, Митрополит Варшавский и всей Польши. «Современное состояние Польской Православной Церкви».
2. О. Дорофей Савицки, доктор богословия. «Корни восточного христианства на землях Польского государства».
3. Евгений Чиквин, главный редактор журнала «Православное обозрение», депутат Сейма. «Правовое положение Православной Церкви в Польше».
Перерыв.
4. Юрий Лабынцев, профессор Государственной академии славянской культуры, доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник Института славяноведения РАН, Лариса Щавинская, кандидат филологических наук, старший научный сотрудник Института славяноведения РАН «Почему мы изучаем культурное пограничье Slavia orthodoxa и Slavia latina?»
5. О. Леонтий Тофилюк, директор Бельской иконографической школы. «Икона и церковное пение – возвращение к традициям».
6. Ежи Устинович, доктор искусствоведения, архитектор. «Архетип и символ в церковном зодчестве Польши» (Доклад иллюстрируется показом слайдов).
7. Ян Смык, радиожурналист, директор программ Польского радио Белостока. «Мирянин в жизни Церкви».
Конференция начнет свою работу в 14:30 в малом конференцзале гостиницы «Университетская» по адресу Мичуринский проспект, д.8/29. (м."Университет")
Информация для представителей СМИ:
Прибывшие на конференцию журналисты получат следующие информационные материалы:
– каталог выставки («Свет с Востока», на русском и английском языках, богато иллюстрирован, объем – 176 с.);
– диск СD со слайдами Гжегожа Домброского, музыкальным этюдом Яна Смыка;
– основные данные о Польской Православной Церкви;
– резюме докладов, сделанных на конференции (на русском языке).
Пpaвocлaвиe в Пoльшe
В Польше – одной из наиболее монолитных этнически и конфессионально стран Европы с населением около 40 миллионов – численность православных очень мала, не более 2%.
Так стало после Второй мировой войны, изменившей статус Польши, когда государственные границы значительно сместились на запад, а вне их на востоке остались воcтoчнocлавянcкиe территории с православным населением, примерно в 3 миллиона. Всего православных в довоенной Польше насчитывалось около 4 миллионов.
Действия по укреплению этнической и конфессиональной монолитности Польши предпринимались и во время Второй мировой войны. Так, начиная с середины 1944 года, на восток было переселено примерно 550 тысяч белорусов, лемков, а более всего украинцев. Среди них были и униаты, но подавляющее большинство составляли православные. После войны, в 1947 году, та же категория граждан подверглась переселению в области северные и западные – чужие для славян византийско-русской веры и культуры. Эта акция, охватившая около 150 тысяч человек, способствовала полонизации и латинизации украинцев и лемков восточного вероисповедания, но в то же время привела к возникновению православных приходов там, где ранее их никогда не было.
Несмотря на то, что в нынешней Польше православных немного, они чувствуют себя наследниками великой византийско-русской вероисповедной традиции и культуры. У них сохраняется сознание, что во времена, когда Речь Посполитая была государством многонациональным, когда у власти находилась королевская династия Ягеллонов – с конца Х IV и почти до конца XVI вв. – православные составляли около 40 % населения этого весьма сильного тогда государства Европы. Примерно такой же была в то время и численность римо-католиков. А кроме них Польшу населяли и граждане ряда иных вероисповеданий.
Так или иначе, восточное христианство было постоянным и важным составным элементом конфессиональной структуры польского государства на протяжении более чем тысячелетней истории. На южные земли его во второй половине IХ века из Византии распространилась миссия святых братьев Кирилла и Мефодия. Позднее к нему присоединены были территории с населением, принявшим Христианство в составе Руси Киевской. Объединение Польской Короны с Великим Княжеством Литовским, начатое в 1385 году, дало то, что в новое государственное образование – Речь Посполитую Двух Народов – влился мощный поток Православия. И хотя правителями этого государства были крещеные по латинскому обряду, Православие на восточных землях Речи Посполитой Двух Народов оставалось вероисповеданием абсолютно доминирующим.
Taк было вплоть до заключения церковной унии, которая получила название Брестской, с Римским престолом в 1596 году. Она стала cильнейшим во всей истории Речи Посполитой ударом по Православной Церкви. Ее введение осуществлялось долго, весь ХVII век. Оно наталкивалось на мощное сопротивление православных и особенно – создававшихся ими братств. Тогда же возник значительнейший, нигде более не проявившийся так феномен – православная полемическая литература. Однако результаты, к которым привела уния, очень ослабили позиции Православной Церкви. И в таком положении находилась она весь ХVIII век и начало века ХIХ.
Однако к концу 30-х годов XIX века почти полностью возвратились в лоно Православия униаты, которые населяли территории, отошедшие под власть России, составлявшие тогда Виленскую митрополию: в 1839 году осуществилось официальное воссоединение Греко-католической Церкви с Церковью Православной. И это был процесс добровольный.
На Холмщине и Волыни то же произошло примерно сорок лет спустя, причем не без давления, и даже насилия, со стороны властей.
Вторая половина XIX – начало XX веков для православного населения бывших под властью Польши земель ознаменовалась активным храмостроительством, налаживанием монашеской жизни, развитием просвещения. Эти процессы прерваны были Первой мировой войной, которая для православных означала прежде всего беженство, так как их вынудили перед наступлением немецких войск поголовно перемещаться в глубь России.
А возращались беженцы в возрожденную Речь Посполитую, власти которой считали Православие остаточным элементом прежнего государственно-политического устройства и симпатий к нему не проявляли. Межвоенный период – это оттеснение, причем со значительным насилием, Православной Церкви на задний план.
В настоящее время Православной Церкви в Польше предоставлены права, позволяющие ей развиваться. И она этими правами пользуется. Начиная с 1980-х годов наблюдается подъем: построено много новых храмов, восстанавливается жизнь монастырей, созданы православные братства, среди которых значительнейшим является Братство православной молодежи; православные священники осуществляют свою миссию в армии и полиции, в госпиталях и местах лишения свободы; в школах и дошкольных детских учреждениях с начала 1990-х годов введено изучение основ православной веры; возродилось паломническое движение; активно ведется благотворительная работа; действуют издательства, выпускающие православную литературу и периодику; голос православных слышен также в передачах радио и телевидения.
Православную Церковь в Польше составляют шесть епархий. Ее Предстоятелем, носящим титул Митрополита Варшавского и всей Польши, с 1998 года является архиепископ Савва, который пользуется большим авторитетом не только в своей стране.
Православная Церковь Польши невелика, но динамична. И очень открыта для контактов с другими Поместными Православными Церквами.