Москва, 28 ноября
25 ноября 2005 года председатель Отдела внешних церковных связей Московского митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл посетил Институт всеобщей истории Российской Академии наук, где по приглашению директора Института академика РАН А.О.Чубарьяна выступил перед сотрудниками, сообщает Служба коммуникации Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата.
Встреча была посвящена Основам социальной концепции Русской Православной Церкви, вызовам современного общества и тому, как отвечает на них Православная Церковь, а также вопросам глобализации и секуляризма, миссии Церкви, межхристианским отношениям.
Рассказывая собравшимся о истории разработки Основ социальной концепции Русской Православной Церкви, митрополит Кирилл, в частности, отметил:
«Необходимость создания документа, который отражал бы позицию Церкви по актуальным проблемам современности, назрела давно. Ибо к нашему времени накопилось немало таких вопросов, на которые пока не был дан ясный церковный ответ, да и не все ответы, уместные в прошлом, применимы сегодня.
Ныне как никогда ранее актуальна потребность верующих и всего общества в авторитетном соборном ответе Церкви на вызовы новой эпохи. Архиерейский Собор Русской Православной Церкви в декабре 1994 года признал необходимым выработать всеобъемлющую концепцию по вопросам церковно-государственных отношений и проблемам современного общества в целом. Хотя позиция священноначалия по некоторым острым вопросам современной жизни и была ранее выражена, однако и она нуждалась в кодификации.
Задача подготовки такого текста оказалась непростой. Ведь никогда прежде в Православии не существовало официального церковного документа, в котором была бы сформулирована и систематизирована позиция Церкви по самому широкому кругу проблем, имеющих отношение к жизни общества, – причем не только в лоне Русской Церкви, но и в других Поместных Православных Церквах. Был необходим документ, который мог бы стать руководством для каждого православного христианина в решении проблем, с которыми он ежедневно сталкивается в современном мире».
Рассказав о работе Синодальной рабочей группы по выработке проекта концепции, митрополит Кирилл коснулся вопросов православного понимания взаимоотношений между Церковью и светским обществом, участия членов Церкви в социальном служении.
Митрополит Кирилл отметил, что Церковь, не ограничиваясь только словесной проповедью Евангелия, призывает своих верных чад к активной включенности в общественную жизнь. Такая вовлеченность, будучи основана на принципах христианской нравственности, служит убедительным свидетельством действенности христианской веры.
В своем выступлении председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата коснулся и темы взаимоотношений Церкви и государства.
«Мы признаем принцип «взаимного невмешательства» Церкви и государства в дела друг друга, – сказал митрополит, излагая положения Соборного документа. – Но не можем согласиться с таким пониманием светского характера государства, при котором нормой считается радикальное вытеснение религии из всех сфер жизни народа, отторжение ее от участия в решении общественно значимых задач, лишение религиозных объединений права давать оценку действиям властей. Церковь не должна брать на себя функции, принадлежащие государству: противостояние греху путем насилия, использование мирских властных полномочий, принятие на себя функций государственной власти, предполагающих принуждение или ограничение. Церковь может обращаться к государству с просьбой или призывом употребить власть в тех или иных случаях, однако право авторитетного решения этого вопроса остается за государством».
Говоря о полемике, развернувшейся вокруг вопроса о форме государственного устройства, митрополит Кирилл, в частности, отметил:
«Мы не вправе забывать, что православная церковная традиция в определенные времена включала совершенно особое отношение к монархии как предпочтительной форме государственного устройства. Сегодня одни рассматривают такое отношение едва ли не в качестве одного из догматов Православной веры, другие же считают, что оно было всецело обусловлено преходящими историческими обстоятельствами и никоим образом не может переноситься на почву современной политической реальности.
Из Слова Божия следует, что богоустановленным являются два способа государственного управления: теократия, как она описана в Книге Судей, и монархия. Причем первый в религиозном смысле является более возвышенным. Но не менее важным является и тот факт, что Священное Писание связывает способ правления с нравственным состоянием общества.
По итогам длительного обсуждения в Основах социальной концепции появились такие положения: «Форма и методы правления во многом обусловливаются духовным и нравственным состоянием общества. Зная это, Церковь принимает соответствующий выбор людей или, по крайней мере, не противится ему»».
Говоря об участии членов Церкви в политической жизни страны, митрополит Кирилл отметил:
«Церковь с особенным вниманием относится к создаваемым ныне в избытке православным партиям и общественно-политическим движениям. Неправомерно считать, что церковное священноначалие должно каким бы то ни было образом сдерживать подобные инициативы. Ведь чада Церкви от рождения наделены свободой выбора и выражения своих убеждений, принятия решений и осуществления их в рамках соответствующей деятельности.
Участие православных мирян в деятельности органов законодательной, исполнительной и судебной властей, политических организаций не только не возбраняется, но и является одной из форм миссии Церкви в обществе, «если оно совершается в согласии с вероучением Церкви, ее нравственными нормами и ее официальной позицией по общественным вопросам» (ОСК). Миряне могут и призваны, исполняя свой гражданский долг, участвовать в политических процессах и содействовать любым нравственно оправданным начинаниям государства».
Отмечая, что глобализация имеет и экономический, и политический и информационно-культурный аспекты, митрополит Кирилл сказал: «С одной стороны, следует признать, что речь идет о неизбежном процессе, связанном с развитием рынка, информационных технологий, средств коммуникации. С другой стороны, Церковь призвана отстаивать в этой новой ситуации принципы честного, справедливого, взаимоуважительного и равноправного сотрудничества народов и государств. Недопустимо, чтобы через глобализацию ограниченное число людей концентрировало в своих руках мировую власть и богатство. Недопустимо также, чтобы народы, к которым принадлежит почти три четверти населения земли, оказывались выброшенными на обочину мировой цивилизации.
Следует особо выделить протест Церкви против «духовной и культурной экспансии, чреватой тотальной унификацией» (ОСК). Мы выступаем за такое мироустройство, которое строилось бы на началах справедливости и равенства людей перед Богом, исключало бы подавление их воли национальными или глобальными центрами политического, экономического и информационного влияния».
В заключение встречи митрополит Кирилл ответил на многочисленные вопросы аудитории.