Иркутск, 8 декабря
В субботу 19 ноября в здании Дома Европы, которое находится на пересечении улиц Декабрьских Событий и Фридриха Энгельса, состоялась встреча представителей различных конфессий, сообщает пресс-служба Иркутской епархии. А пригласил всех на эту встречу известный московский журналист, специалист, постоянно освещающий внешнюю религиозную жизнь нашей страны, Максим Леонардович Шевченко. Вообще по его первому замыслу собраться должны были представители масс-медиа, постоянно пишущие на религиозные темы. Но так как таковых в Иркутском регионе замечено не было, он решил пригласить религиозных деятелей, которые, собственно, и пишут у нас по различным религиозным поводам.
Нужно отметить, что представительство конфессий было достаточно широким. Не хватало, разве что, лидеров "Общества Сознания Кришны" и могущественной секты, которая сама себя называет "Свидетелями Иеговы".
Московский гость, сразу заявив, что он категорический противник экуменизма и попросив, чтобы мы не смущались, предложил для более успешной работы встречи общаться в форме круглого стола. Без обсуждения все гости согласились, представились и сразу перешли к сути встречи. Организатор предложил главную тему: "Возможны ли в настоящее время какие-либо социальные, гуманитарные, медийные и прочие совместные проекты между хотя бы некоторыми религиозными конфессиями в нашей области". Не думаю, что тема повергла в недоумение, потому как она угадывалась в то время, когда нам представляли главного героя нашего круглого стола. Но затылки, все-таки, пришлось почесать всем (кроме, разве что, мормонов, они торжественно отрапортовав о своей исключительной "белоснежности", "пушистости" и "мягкости" прямо заявили, что они всегда и со всеми готовы поучаствовать в каком-нибудь социальном проекте на благо людей).
И дело даже не в том, что мы были не готовы к такой постановке вопроса, а в том, что уважаемый Максим Леонардович не объяснил сразу, зачем нам это нужно делать именно вместе, если мы вполне нормально это делаем по отдельности. Чтобы обозначить красную нить беседы пришлось задать ему этот вопрос "Зачем?" на что он не вполне вразумительно ответил о его личной вере в наш российский народ и в предстоящее этому народу светлое будущее. И что ради этого светлого общества обязательно должны консолидироваться, не смотря на то, мусульмане они или протестанты.
Практически все услышали в его ответе желание рассмотреть исламскую проблему, а так как проблема эта действительно актуальна, то разговор на некоторое время перетек в русло христианско-мусульманских контактов. Нашего гостя явно насторожила наша сибирская "отсталость" в понимании этой проблемы. Буквально все представители христианских и около христианских религиозных объединений выразили крайнюю озабоченность неосмотрительной политикой европейских правительств по отношению к распространению ислама в Европе и особенно к проблеме миграции из мусульманских стран. В качестве примера привели Косово и последние события во Франции и Бельгии. Уважаемого гостя это явно встревожило, и он стал активно раскрашивать, приведенные нами примеры в краски исторической несправедливости по отношению к косовским албанцам и несчастной безработной французской молодежи. Очень взвешенно и разумно о французских событиях сказал заместитель католического епископа о. Андрей, который, по его словам, долго жил во Франции. Он считает, что за этим бунтом стоят носители новой арабско-мусульманской субкультуры. От представителей православной епархии Иркутской области было высказано убеждение, что природа современного мусульманского экстремизма кроется не в какой-то эфемерной ваххабитской секте, а в феномене самого исламского учения, и что при определенных условиях, каждый исповедующий себя правоверным мусульманином, без страха и упрека назовет себя мюридом и провозгласит "Смерть кафирам (неверным)". Косово, Афганистан, Кашмир, Уйгурский АО, Китай, Чечня, Лондон, Мадрид – лучший тому пример. Ислам только там не склонен к глобальной деструктивной деятельности, где государство держит его в определенных рамках, не позволяя ему активно вмешиваться в политическую жизнь страны: Индия, Пакистан, Китай, Таджикистан, Узбекистан, Турция, Египет и т.д. Потому и все европейские страны, живущие внутри культурного христианского пояса, должны корректировать жизнь своих мусульманских общин, направлять их в мирное русло и при этом не лишать их свободы совести.
Увидев в наших высказываниях абсолютную бесперспективность дальнейших попыток изменить общее мнение в пользу консолидации с исламом, ведущий снова вернулся к неэкуменическим возможностям межконфессионального сотрудничества на благо нашего народа. Снова не объяснив, зачем это собственно нужно, и какова стоимость возможных сотрудничества или не сотрудничества (вопрос опять был задан представителями Православной Церкви и поддержан лютеранами и католиками). Всех пригласили высказаться. Каждый присутствующий за круглым столом, представитель приглашенных, высказался вполне обстоятельно. Православные священники, иудейский раввин, мусульманский имам, католический священник, все протестантские и неопротестантские пастыри к явному удивлению Максима Леонидовича единодушно высказались против каких-либо диспутов, презентаций и совместного социального служения, которые он нам настойчиво предлагал. Только представители неоязычества – мормоны и совершенные язычники – "Любители древнеславянских обычаев" – высказались "за". Да и как им было не высказаться наперекор всем, если они только появились в нашей среде и потому любое нестандартное и скандальное заявление является для них лучшей PR акцией.
Православные, задавая тон во время обсуждения, объяснили, что не могут проводить предлагаемые объединительные мероприятия с прочими деноминациями, в силу глубокого религиозного, антиэкуменического убеждения, которое не позволяет смешивать свои добрые дела с делами тех, кого они считают религиозно неправыми, дабы не подать даже малого повода своим верующим считать, что между православной и другими религиями может быть что-то общее, кроме земли и Родины. Причем точно такого же мнения были и остальные, только, соответственно, наоборот, против остальных. Все, кроме язычников говорили сдержанно, без эмоций, стараясь уважать мнение других выступающих.
На дружное "нет", уважаемый Максим Леонардович, резонно возразил, что уровень информированности друг о друге очень невысок, и что в межконфессиональном общении надо полагаться на существующие реалии, а не на древние мифы.
В связи с этой аксиомой, московский гость спросил: "Как выйти из этой ситуации? Как познавать друг друга и мир в полноте информированности? Как влиять друг на друга и изменять друг друга к лучшему? Может все-таки надо как-то встречаться? Может, например, один из вас прийти по приглашению в другую, отличную от вашей, религиозную общину и рассказать там о своей общине, о ее жизни, особенностях, заботах?"
В ответ ведущему все участники снова оказались единодушными. Было заявлено, что вопрос поставлен не верно, потому как любая инициатива пригласить будет выглядеть экуменизмом – предательством, и не всякое согласие прийти будет выглядеть как исповедничество. В силу нашей неофитской молодости и вполне твердых антиэкуменических убеждений, любая подобная акция способна привести наши сообщества к расколам и деформациям, в чем никто не заинтересован.
Все заявили об абсолютной незаинтересованности в сближении и, тем более, в слиянии. С православной стороны было заявлено, что, в принципе, они не против создания общего информационного поля, но только пусть оно будет на нейтральной территории. Скажем на территории государства, которое по природе своей заинтересовано в конструктивных взаимоотношениях между религиями. Например, на базе гос. ВУЗов должны существовать факультеты теологии, где все действительно желающие развенчать в себе древние мифы, смогут получать информацию из первых рук, при этом не подавая никому повода осуждать и думать о злонамеренном экуменизме. А если государству необходима какая-то помощь, и для этого нужно объединить усилия разных конфессий, то пусть государство без лукавства, конкретно попросит, то, что ему нужно. Тогда разные конфессии, осознав задачу, наверняка смоут договориться между собой. И если это не будет затрагивать основ вероисповеданий, то можно помочь государству и материально, и социально, и молитвенно (ведь финансировали же мы строительство танков и самолетов в годы ВОВ). И это совместное участие уже не будет выглядеть как экуменический заговор, потому как согласно наших, вполне лояльных государству учений, данные дела станут законной, благословленной Богом обязанностью.
Вот какой выход был предложен Максиму Леонардовичу. Все присутствующие, без поправок присоединились к заявлению православных. Заметив при этом, что позиция ведущего отражает идеологию совершенно нами неприемлемую. Это, как бы, удивило московского модератора, и он, без обиняков, спросил: "Что неужели вы сами готовы подчиняться государству?" На что был дан ответ, что мы и так ему подчиняемся, и далее будем подчиняться, если его действия будут глубоко народны и не будут сильно противоречить нашему здравому смыслу, и что, в светском смысле, мы все твердые государственники.
Трудно сейчас сказать, зачем встречался с неизвестными провинциалами известный московский журналист и политический деятель Шевченко Максим Леонардович, потому что цель своего приезда в Иркутск он так и не обозначил. Еще труднее сказать удовлетворили ли его ответы и вообще зачем они ему нужны. А вот то, что огромное ледяное, незнающее любви, поле нашего общества, на котором мы так долго зимовали, наконец-то совершенно раскололось, что ледоход, с исторической точки зрения, неизбежен и не начинается только из-за отсутствия глубины, – это встреча и беседа показали со всей очевидностью.
Очевидным явилось и то, что никто не хочет стихийных бедствий. А раз так, то должен начаться исход и подготовка к переправе, на теплую и плодородную землю или, по крайней мере, к закрытию этой переправы (в зависимости от поставленной задачи) и уже конечно во время этой подготовки выбираются самые большие и крепкие льдины, чтобы при необходимости опереться на них, или наоборот, максимально разрушить, чтобы не на что было опираться. Может именно эти льдины искал московский гость.