Москва, 21 декабря
Предстоятель Русской Церкви, выступая сегодня в Храме Христа Спасителя на Епархиальном собрании г. Москвы, остановился на вопросах аксиологии, системы ценностей насаждаемого ныне глобального секулярного общества, передает Патриархия.Ru.
Святейший Патриарх с большой тревогой отметил основной вектор ценностного развития социума в последнее время, наметившиеся в нем тенденции к тотальной перестройке всей системы основных нравственных принципов и моральных ориентиров, которая может вести только к духовной подмене.
«Из аксиологии общества вытесняются «за ненадобностью» такие понятия, как совесть, стыд, честь, достоинство. При этом постепенно происходит процесс перемены моральных оценок таких явлений, как жажда денег, власти, ненасытное желание комфорта, развлечений, удовольствий», – с горечью констатировал Святейший Патриарх.
Предстоятель Русской Церкви напомнил московскому духовенству слова философа Ивана Ильина: «Современный «культурный» человек стыдится своей доброты и нисколько не стыдится своей злобы и порочности».
Самую нелицеприятную оценку из уст Святейшего Патриарха получила деятельность средств массовой информации, формирующих этику удовольствия любой ценой и голого потребительства. «Ныне всем нам часто приходится слышать откровенную пропаганду жестокости и разврата. Почти круглосуточно с экранов телевизоров, со страниц журналов и газет обрушивается на людей поток материалов, носящих однозначно развращающий характер, созидающий культ наживы, вседозволенности, агрессии», – говорится в Патриаршем докладе.
При этом Предстоятель Русской Церкви убежден, что «реклама порока и насилия парализует волю нации, становится причиной распада семей, психических заболеваний, невиданного роста самоубийств, угрозой полной моральной деградации общества, и в конечном счете угрозой самому существованию России».
В результате современный человек оказывается «настолько духовно слабым, что и скудость и изобилие повсеместно становятся для него искушением, и в том и в другом случае уводя от Бога и ввергая в иной мир, где действуют законы нелюбви, и воспринимаются ценности, имеющие лишь материальное измерение».
Отличие моральной атмосферы нынешнего дня от прежнего исторического опыта Святейший Патриарх описывает так: «Несомненно, грех всегда был присущ человеку, однако при этом грех осознавался в качестве нравственного преступления перед Богом. Прямым следствием этого было его социальное осуждение и стыд греха, желание скрыть его неприглядность. Сегодня напротив можно видеть, что грех выставляют напоказ, гордятся им, противоестественное считают естественной нормой жизни».
Особо Святейший Патриарх остановился на истинном – духовном – понимании свободы и на трактовке этой категории по либеральной логике нынешнего секулярного общества.
«Сегодня не только людей светских, но и многих из христиан беспрецедентная внешняя свобода лишает свободы подлинной, свободы от греха. Нередко фактор внешней свободы становится соблазном, провоцирует отступление от традиции Церкви, от святоотеческого направления духовной жизни (…). Вместе с тем, духовный путь следования к Богу есть единственное средство обретения личностью свободы, ибо подлинная вера основывается не на внешних, поражающих воображение, знамениях и чудесах, а на внутреннем чувстве близости Бога, обретенном в молитвенном опыте и подвиге послушания воли Божией», — так Предстоятель Русской Церкви подвел итог своим размышлениям о человеческих ценностях, о подлинной и ложной свободе.