Дети! Последнее время

Иногда Воскресение Христово представляется как заключительная радостная нота повествования о Его жизни, благодаря которой после томительных глав о предательстве Его Иудой, взятии под стражу, распятии и погребении евангелист смог завершить рассказ словами «и жил Он долго и счастливо», будто значение Воскресения этим и исчерпывается. В соответствии с богословскими воззрениями евангеликов, Воскресение Христа толкуется лишь как выкуп, который Иисус уплатил на Кресте за наши грехи, то есть Отец показал, что суммы, уплаченной Иисусом в виде смерти за наши грехи, вполне достаточно. При таких воззрениях Воскресению Христову не придается столь же спасительное и великое значение, сколь и Его Страстям.

Некоторые западные теологи не придают Воскресению Христову столь же великое значение, сколь и Его Страстям

Наверное, именно поэтому в богослужениях евангеликов в центре внимания лишь один Крест:

«Далеко на горе стоял старый крепкий Крест, символ страдания и бесчестья, и я люблю этот старый Крест, где Возлюбленный и Лучший был убит за мир погибших грешников»[1].

Писатель этого чудо-гимна не проронил ни слова о том, как он любит опустевший Гроб, хотя он, без сомнения, верил, что Гроб был пуст. Помню, как я обедал с одним таким западным теологом (старавшимся вести набожную и святую жизнь), и во время обеда он высказался, что Крест был «кульминацией», а Воскресение – «вишенкой на торте». Так как он был моим хорошим другом и я не хотел его обидеть (тем более что он и за обед платил), я просто ответил: «Как странно, что граница между Востоком и Западом пролегла по обеденному столику этого ресторана».

Я мог бы написать о спасительной силе Воскресения, которой «поглощена смерть» (1 Кор. 15: 54) и дарована миру жизнь вечная. Но здесь я хотел бы сделать шаг назад и посмотреть, как Воскресение Христово выступает не столько в роли окончания повествования о Христе, сколько в роли начала повествования о грядущем веке.

Ведь важно понимать, что Воскресение Христово совсем не таково, как воскрешение дочери Иаира или сына наинской вдовы – в общем, всякого человека, кого Христос воскресил из мертвых во время земного служения. Они восстали из мертвых к той же жизни, что была прежде смерти. То же самое можно сказать даже о Лазаре, хотя при его воскресении не просто дух вошел в тело (как и в случае других, воскрешенных вскоре после смерти), но сами силы тления были обращены вспять. В отличие от дочери Иаира, воскрешенной через несколько минут после смерти, Лазарь был мертв четыре дня и, конечно, начал разлагаться. Так что при его воскресении силы разложения были обращены вспять и разложившаяся плоть была исцелена и восстановлена. Когда Лазарь восстал из гроба, жизнь, возвращенная ему, была точно такой же биологической жизнью, которую он имел прежде смерти. Он все так же был подвержен слабости, немощам, болезням, смертности и через некоторое время снова умер – теперь уже (до всеобщего воскресения) окончательно.

Не так обстояло дело с Воскресением Христовым. Христос воскрес к нетленной жизни, которую все обретут в грядущем веке. Когда Иисус восстал из Гроба, Он больше не был подвержен слабости, немощам, болезням, смертности.

«Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти» (Рим. 6: 9).

Хотя Он остался осязаемым, физически реальным, из плоти и крови (см.: Лк. 24: 36–39 и мою статью «Up It Comes Again – the Whack-a-Mole Heresy»), Он больше не был подвластен физическим ограничениям века сего – в том числе, очевидно, и ограничениям времени и пространства, ведь Он мог скрыться с глаз по Своей воле и явиться в запертой комнате, не открывая и не выламывая дверь (Лк. 24: 31, Ин. 20: 19).

Воскресение Иисуса было не просто концом рассказа о Его земной жизни, но первым шагом к воскресению всего мира

Чаяние большинства иудеев эпохи Второго Храма было в том, что в конце сего века Мессия явится, и все мертвые воскреснут (см., например, 3 Езд. 7: 25 и далее). Когда апостолы размышляли о значении Воскресения Христова, им становилось ясно, что всеобщее воскресение уже началось. Воскресение Иисуса было не просто концом рассказа о Его земной жизни, но первым шагом к возрождению и воскресению всего мира. Именно это имел в виду апостол Павел, говоря:

«Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его. А затем конец, когда Он предаст Царство Богу и Отцу, когда упразднит всякое начальство и всякую власть и силу» (1 Кор. 15: 22–24).

Павел вряд ли выразился бы яснее: всеобщее воскресение, долгожданное иудеями вместе с победой Мессии, началось. Христос Сам был первым из воскресших, а принадлежащие Ему будут воскрешены при Его Втором Пришествии – в то время, когда Он окончательно упразднит всякую иную власть, кроме Своей собственной, включая власть смерти, и предаст Царство Отцу. Учитывая, что Воскресение Иисуса не было подобно воскрешениям всех остальных (например, Лазаря и дочери Иаира), но событием, явившим силу будущего века в сем веке, нельзя сделать иного вывода. Таким образом, всеобщее воскресение наступит не через долгое время после Воскресения Иисуса – всеобщее воскресение уже началось.

Это одна из причин, по которой мы повсеместно находим в Новом Завете акцент на том, что наступило последнее время. Примеров таких высказываний очень много, и в одной статье их все не перечислить. Но некоторые из них мы упомянем:

  • Апостол Павел: «Ныне ближе к нам спасение, нежели когда мы уверовали. Ночь прошла, а день приблизился» (Рим. 13: 11–12).
  • Апостол Иаков: «Вот, Судия стоит у дверей» (Иак. 5: 9).
  • Апостол Петр: «Впрочем, близок всему конец. Итак, будьте благоразумны и бодрствуйте в молитвах» (1 Пет. 4: 7).
  • Апостол Иуда: «Но вы, возлюбленные, помните предсказанное апостолами Господа нашего Иисуса Христа. Они говорили вам, что в последнее время появятся ругатели» (Иуд. 1: 17–18).
  • Апостол Иоанн: «Дети! Последнее время» (1 Ин. 2:18).
  • И Сам Господь в конце книги Откровения: «Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его» (Откр. 22: 12).

Особое подчеркивание того, что мы живем в последнее время, в заключительные дни мировой истории, коренится не в календарных соображениях, а в убежденности, что всеобщее воскресение уже началось. Поэтому и апостол Павел мог написать чуть ли не мимоходом, что конец времен уже настал (см.: 1 Кор. 10: 11). Апостолы не утверждали (как говорят многие писатели), что ожидают Второго Пришествия в течение своей земной жизни. Как показал Н.Т. Райт в трудах по апостолу Павлу, если бы ранняя Церковь вправду ожидала, что Второе Пришествие состоится в скором времени, то странно, что в писаниях II века не зафиксировано ни следа разочарования в этом. Правда же, пережитая коллективная травма разочарования оставила бы где-нибудь свидетельство о себе? Но такого свидетельства нет совсем, и писатели II века жили и писали с той же безмятежной уверенностью, как и жившие в I веке, будучи убеждены, что все идет по тому самому Божественному плану, как они ожидали. В дошедшей до нас литературе нет свидетельств, что столь важное ожидание Второго Пришествия не оправдалось или оно было по неведомым причинам отложено.

Это показывает, что в Новозаветных текстах сказано не то, что Второе Пришествие должно было наступить в считанные десятилетия, но то, что с Иисусом человеческая история достигла цели. По большому счету, у всего последующего не было особого телеологического значения, никакого τέλος[2] или особой цели, никакого ключевого значения в плане домостроительства спасения. Это можно сравнить с тем, как двигатель автомобиля рокочет, когда его отключают: некоторое время двигатель еще шумит, пока, наконец, не заглохнет.

С Христом история уже достигла своей цели, и вся наша жизнь – лишь ожидание перехода в жизнь вечную

Так и история после Воскресения Христова – шумит, гремит, крутится, как двигатель машины, но неизбежно заглохнет. Теперь у исторических событий нет особого назначения, кроме провозвестия Евангелия. С Христом история уже достигла своей цели.

Что это все значит для нас? Две вещи.

Во-первых, это значит, что наша жизнь во Христе заключает в себе ожидание, поэтому и апостол Павел определил христианина как человека, обратившегося «к Богу от идолов, чтобы служить Богу живому и истинному и ожидать с небес Сына Его» (1 Фес. 1: 9–10).

Тема христианской жизни как ожидания кончины пронизывает весь Новый Завет. Поэтому Павел говорил коринфянам, чтобы они развивали духовные дарования, «ожидая явления Господа нашего Иисуса Христа» (1 Кор. 1: 7). Он сказал, что, страдая в этом веке, «мы ожидаем усыновления, искупления тела нашего». (Рим. 8: 23). Он сказал, что, живя как граждане Неба, мы «ожидаем Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа» (Флп. 3: 20), Который придет с Неба преобразить наши тела.

Конечно, это не пассивное ожидание, будто нам только и осталось, что лишь праздно шататься, лениться и читать романы из серии «Оставленные»[3]. Как говорится в одной православной молитве, мы хотим: «да не падше и обленившеся, но бодрствующе и воздвижени в делание, обрящемся готови». Это делание заповедей включает в себя кормление алчущих, помощь миру, исполнение гражданских обязанностей и тысячу других моральных долгов и добрых дел. Но, делая все это, мы не забываем сводить глаз с горизонта, «ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа» (Тит. 2: 13). Как сказал один христианский острослов, мы ждем не undertaker’а (гробовщика), а Upper-taker’а (Возносящего). Этот вопль души, жаждущей возвращения Христова и завершения воскресения мертвых, нашел отражение и в Дидахе, своего рода древнем руководстве к христианской жизни: «Да приидет благодать и да прейдет мир сей!»

Во-вторых, это значит, что мы должны жить так, чтобы всегда быть готовым к кончине. Опять же, апостолы и это особо подчеркнули. Павел писал, что, так как «ночь прошла, а день приблизился», христиане должны «отвергнуть дела тьмы и облечься в оружия света. Как днем, будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти». Вместо того надо «облечься в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращать в похоти» (Рим. 13: 12–14). Петр написал то же самое: так как нам обетованы новое небо и новая земля, где правда обитает и, наконец, обретает постоянное жилище, мы должны «потщиться явиться пред Ним неоскверненными и непорочными в мире» (2 Пет. 3: 14).

Мы живем в межвременье между Воскресением Христовым и воскресением всех остальных

Хоть мы и живем в мире тьмы, окутанные ночью, мы должны вести себя так, как если бы день уже наступил, жить, как «сыны света и сыны дня» (1 Фес. 5: 4 и далее). Мы живем в межвременье между Воскресением Христовым и воскресением всех остальных, и потому мы – люди до глубины души эсхатологические. Мы живем в последнее время, в ожидании явления Христа.

В классических западных катехизисах учение о последних судьбах мира сведено к нашей индивидуальной судьбе, состоящей из «смерти, посмертного суда, рая и ада». Это трагическое и выхолощенное воззрение, сужение Новозаветного эсхатологического взгляда, объемлющего вселенную. Мы чаем не одной лишь индивидуальной награды на небесах, а лучшего: мы чаем полностью обновленной вселенной, где наконец-то будет обитать правда. В наших сердцах возглас «Маран-афа!» («Гряди, Господи») звучит постоянно. Дети! Последнее время.

Протоиерей Лаврентий Фарли
Перевел с английского Дмитрий Бурцев

No Other Foundation

13 октября 2023 г.

[1] Это начальные строки гимна «Old Rugged Cross» (1913) авторства Джорджа Беннарда. – Ред.

[2] Τέλος (от греч. «свершение», «исполнение», «развязка», «цель») – термин древнегреческой философии, обозначающий предназначение отдельных вещей, человека или мира в целом. – Ред.

[3] Речь идет о книжной серии, начатой романом 1995 г. Тима Лахая и Джерри Дженкинса «Оставленные: роман о последних днях Земли» (Left Behind: A Novel of the Earth's Last Days).

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Акафист Иисусу, Победителю смерти Акафист Иисусу, Победителю смерти
Свт. Николай (Велимирович)
Акафист Иисусу, Победителю смерти Акафист Иисусу, Победителю смерти
Святитель Николай (Велимирович)
В великом шуме мира Ты для меня – тихая песня, которую с трудом слышу… Но чем дольше рассматриваю мир, тем больше вижу Тебя и все меньше вижу мир.
«И тогда придет конец» (Мф. 24: 14) «И тогда придет конец» (Мф. 24: 14)
Андрей Горбачев
«И тогда придет конец» (Мф. 24: 14) «И тогда придет конец» (Мф. 24: 14)
О признаках наступления конца света
Андрей Горбачев
Господь оставил нам через Евангелие признаки, предваряющие наступление конца света. Об этих признаках полезно знать каждому христианину. Каково же учение Церкви о Втором пришествии Христовом?
Сокровенная тайна Воскресения Сокровенная тайна Воскресения
Священник Валерий Духанин
Сокровенная тайна Воскресения Сокровенная тайна Воскресения
Священник Валерий Духанин
Напрашивается параллель Воскресения с Рождеством Христовым. В простой пещере Он родился, в пещере же воссиял свет Воскресения. Пещера – образ нашего мрачного мира.
Комментарии
Галина И.15 октября 2023, 18:04
/"наша жизнь во Христе заключает в себе ожидание перехода в жизнь вечную"./ А что такое "жизнь во Христе?" Это не просто посещение храма по воскресным дням и ставшее уже обыденным Причащение. Жизнь во Христе- это и есть "научение себя "Божьему деланию" -"обожению", "радение о СПАСЕНИИ тысяч через СТЯЖАНИЕ Духа Божьего". Ну, поскромнее и реальнее для нас-о спасении хотя бы самих себя. И просто занятое место в Церкви не спасает. Об этом "ожидании перехода" говорит вся Библия, и Ветхий (2 Мак.7;Пр.) и -особенно- Новый Завет. "Упокоение души-в Господе. Имея такое ожидание и такую надежду,...будем молить Бога, чтобы облечься нам в ризу спасения -в Господа нашего Иисуса Христа" (прп. Мак.Великий).
Марина Анатольевна13 октября 2023, 16:31
Не просто "ожидание", но научение себя "Божьему деланию" - "обожению", это не самосовершенствование, это радение о СПАСЕНИИ тысяч через СТЯЖАНИЕ Духа Божьего, а как оно дается - посмотри житие Серафима Саровского.
Александр13 октября 2023, 13:12
Дни Ноя — прообраз наших дней. Его ковчег — Церковь. Пребывающие в ней, спасутся.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×