Православный календарьПравославный календарь
Купец. Благотворитель. Мученик. Николай Григорьевич Григорьев
Алина Сергейчук
Он отличался неподдельно добрым отношением к человеку и видел в нем равного себе, а не инструмент для зарабатывания денег.
«Работай над собой – сделаешь благо для ребенка»
Беседа с замдиректора крупнейшей в России православной гимназии
Важно, чтобы сам процесс обучения уже воспитывал, чтобы воспитание было не частью работы, а охватывало все пространство образования.
Божественная латрия, православное вероучение и наша церковная жизнь
Иеромон. Лука Григориатский
Мы можем с уверенностью сказать, что подлинная христианская жизнь, жизнь, ведущая к обожению, истинная латрия, не исчезли в наше время.
Крест любви
Схим. Нектария (княгиня Наталья Долгорукова; 1714–1771)
16-летняя Наталья добровольно последовала вслед за мужем в ссылку, показав всему миру пример беспредельной любви и преданности супружескому долгу.
Огород – дело духовное
Прот. Александр Авдюгин
Увидев же картофельное поле с многочисленными рядами уже выкопанного картофеля, батюшка вспомнил голливудские фильмы с плантаторами и неграми-невольниками.
«Когда мир тебя отвергает, Бог принимает»
Иером. Серафим (Алдя)
Кто встретил Бога, тот уже не может ни ненавидеть ближнего, ни осуждать его, ни оставить его на верную смерть.
Как русский святой явился пасынку Наполеона
Мария Тоболова
Посмотрев на принца, монах сказал: «Не вели войску своему расхищать монастырь. Если исполнишь мою просьбу, Бог тебя помилует. И знай, что твои потомки будут служить России».
Отец Дометий Рымецкий – духовник, сердцем горящий
Кристиан Курте
Он был батюшкой, который по грудь в ледяной воде зимой переходил горные реки, преграждавшие ему путь к храму.
«Дай Бог стяжать титул сельского батюшки» (+ВИДЕО)
Прот. Геннадий Беловолов
Здесь, на сельском поприще, ты за все в ответе. Ты здесь отец. Здесь я понял, что слово «отец» происходит от слова «отвечать».
«Хватит спать! Пошли кутить!»
Людмила Панич
Наш любимый старец Гавриил в свой день рождения подарил жизнь моей дочери во второй раз.

Митрополит Кирилл выступил в Военной академии Генштаба

Москва, 27 декабря 2005 г.

26 декабря 2005 года председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл посетил ведущее высшее военное учебное заведение страны – Военную академию Генерального штаба Вооруженных сил Российской Федерации и выступил перед участниками сборов научно-педагогического состава Вооруженных сил, сообщает Служба коммуникации Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата.

""«Уважаемые профессора и преподаватели Военной академии Генерального штаба Вооруженных сил Российской Федерации!

Воинское служение по учению Церкви – служение жертвенное. Господь сказал: Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих (Ин. 15,13). Воины, ценою собственной жизни отстаивающие безопасность ближних и восстанавливающие справедливость, всегда глубоко почитались христианами. Чтобы убедиться в этом достаточно вспомнить имена святых воинов великомученика Георгия Победоносца, Димитрия Солунского, Феодора Тирона, Андрея Стратилата, Иоанна Воина, Александра Невского, Димитрия Донского, Даниила Московского, Федора Ушакова, преподобного Илии Муромца, страстотерпцев Бориса и Глеба и многих других святых.

Апостол Павел заповедал всем христианам: Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми (Рим. 12. 18). Наша Церковь ежедневно молится о мире всего мира, о богохранимой стране нашей, о властех и воинстве ея. Миротворцы, по обетованию Спасителя, будут наречены сынами Божиими (Мф. 5. 9).

""Проблема мирного сосуществования государств на международной арене особенно актуальна в наше время; в связи с беспрецедентным развитием средств поражения, появлением оружия, способного уничтожить весь мир, Православная Церковь призывает разрешать неизбежно возникающие в международных отношениях противоречия без применения силы. Ее использование может допускаться лишь в ситуации вооруженной агрессии извне.

""Мы живем в эпоху серьезных перемен в мировой политике. Именно поэтому необходимо предусмотреть возможные последствия происходящих на наших глазах событий и иметь верную стратегию поведения России в мире, дабы полностью использовать имеющийся потенциал и занять подобающее место в новой системе международных отношений. Очевидно, что не последнюю роль при решении этой задачи играют Вооруженные силы России. В результате смены парадигмы общественного развития в начале 1990-х годов Вооруженные Силы оказались без какой-либо определенной, разделяемой всеми идеи. Однако человеку, с оружием в руках стоящему на страже интересов государства и общества, по-прежнему необходимо знать, ради чего он рискует жизнью.

Иногда от молодежи призывного возраста можно услышать вопрос: «За что воевать?», «Кого защищать?». Ответ должен быть ясным и правдивым, но сформулировать его на понятном для молодежи языке невозможно, не разобравшись с векторами внешней и внутренней политики, не определившись с мировоззренческими основами жизни страны и общества.

""Воспитание искренней любви к своему народу и беззаветной преданности Отечеству следует начинать с детского возраста. Приведу слова известного русского мыслителя Ивана Ильина: «Ребенок должен научиться переживать успех своей национальной армии как свой личный успех; его сердце должно сжиматься от ее неудачи; ее вожди должны быть его героями; ее знамена – его святынею…». Если такую воспитательную задачу не ставить перед школой, то в армии перевоспитывать пришедших туда молодых нигилистов будет уже поздно.

Социальные проблемы переходного периода с особой яркостью и драматизмом проявились в Вооруженных силах. Зачастую на воинское служение призываются юноши из малообеспеченных и неполных семей, с пробелами в образовании, слабым здоровьем. Работа с ними представляет нелегкую задачу. Особая проблема – рост молодежной преступности, наркомании и алкоголизма.

Между тем, с исчезновением института замполитов воспитательная работа в войсках по причине идейной дезориентации, отсутствия четких новых ориентиров, стала пробуксовывать. Несмотря на это, исследования, проводившиеся еще в начале 1990-х годов, показали: верующие военнослужащие в большей степени испытывали чувство удовлетворения, уверенности, надежды, тогда как в настроении их духовных антагонистов преобладали безразличие, тревога, раздражительность. Вера оказывается действенным фактором «включенности» в жизнь коллектива, источником социального оптимизма. Конечно, неправильно было бы ставить задачу заставить всех верить в Бога, но создать нормальные условия для верующих людей, помочь им чувствовать себя уважаемыми членами воинского коллектива, можно и нужно. Наша Церковь с начала 1990-х годов осуществляет соработничество с Вооруженными силами, которое и сегодня приносит добрые плоды, служит укреплению боевого духа, способствует ответственному отношению военнослужащих к своим обязанностям.

С 1992 года осуществляются регулярные контакты Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата и Министерства обороны Российской Федерации, направленные на взаимодействие Церкви и армии в сфере пастырского окормления военнослужащих.

2 марта 1994 года Святейшим Патриархом и министром обороны России было подписано первое Совместное заявление, закрепившее сотрудничество Русской Православной Церкви и Российских Вооруженных сил.

""В настоящее время совместные труды Вооруженных сил и Русской Православной Церкви успешно развиваются. Однако потребность в духовном окормлении военнослужащих клириками нашей Церкви удовлетворена далеко не в полной мере. В императорской России существовал институт войсковых священников. За рубежом, например в Соединенных Штатах Америки, в Германии, других демократических странах по сей день существует институт капелланов. Мы выступаем за то, чтобы православные военнослужащие, которые в российской армии составляют три четверти верующих военнослужащих, а также члены иных традиционных конфессий имели бы возможность удовлетворения своих религиозных нужд.

Естественно, что данная сфера деятельности, равно как и любая другая, нуждается в финансировании: людям надо платить заработную плату, приобретать необходимую литературу и так далее. Однако еще более важной представляется духовно-нравственная сфера. Воинское служение без патриотизма, без любви к Отечеству вырождается в «наемничество». Если единственная цель защитника Отечества – высокая заработная плата, то, думаю, он не станет рисковать жизнью, выполняя служебный долг, ведь он сражается не «за други своя», а за деньги.

Успех в деле воспитания рядового состава Вооруженных сил немыслим без достойного примера, подаваемого офицерами. Любая армия имеет иерархическое устройство, предполагающее подчинение низших чинов высшим. Именно поэтому от уровня осведомленности офицерского состава о радостях, горестях и проблемах в жизни солдата, от возможности и желания быть не только строгим командиром, но, одновременно, и мудрым наставником, а иногда и любящим отцом – зависит моральный климат в войсках. Любые воспитательные мероприятия, даже самые дорогостоящие и современные, не принесут пользы, если в коллективе царит дух наживы, грубого насилия и равнодушия.

""Сугубая ответственность за состояние российских Вооруженных сил лежит на генералитете. Очевидно, что в Вооруженных Силах должна существовать детально проработанная и четко обоснованная стратегия воспитательной работы, включающая возможные сценарии развития событий и адекватные меры реагирования. Конечно же, необходимо кадровое и материальное обеспечение воспитательного процесса. Но, повторюсь, важнее крепкий моральный дух генералов, офицерского состава и рядовых. Русская Православная Церковь всегда была со своим народом, с российским воинством. И сегодня мы предлагаем неиссякаемую сокровищницу Православия, наш тысячелетний опыт воспитания многих поколений российского народа во имя процветания нашего Отечества. Напомню две пословицы: «Хочешь мира – готовься в войне» и «Народ, не желающий кормить свою армию, будет кормить чужую». К сожалению, в последнем десятилетии прошлого века данные изречения народной мудрости были не в ходу у политиков. Да и в народной среде авторитет Вооруженных сил стал падать. Так образовался «замкнутый круг»: общее падение нравов, морали, «духовный кризис» затронул Вооруженные силы, а это, в свою очередь, является одной из причин дискредитации военной службы в народе.

И все же хочу отметить, что, несмотря на трудности, общий уровень внимания к вопросам духовной жизни в российской армии остается выше, чем в российском обществе в целом. Об этом свидетельствуют данные социологических исследований. И это внушает определенный оптимизм.

Думаю, что воспитание нравственности и патриотизма в российской армии является важнейшей задачей, от своевременного и компетентного решения которой зависит наша с вами жизнь, будущее наших детей и внуков.

27 декабря 2005 г.

Рейтинг: 10 Голосов: 1 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×