Москва, 21 февраля
1 февраля
Владыка сразу подчеркнул, что «Россия была и остается многонациональной страной, разные народы которой исповедуют разные религии». Но русский народ – «державообразующий», и в силу своей численности (более 80% населения России), и в силу своего «глубокого духовного развития». Бытие России всегда определялось ценностями и духом русского народа. Поэтому абсолютно недопустима замена «русского» на некоего безликого «россиянина», ведь эта замена означает замену ценностей русских на совершенно другие – размытые и «неопределенные». Неприемлема и сама идея «замены общества «русского» на «российское», в котором уже не будет национальностей». Идея «плавильного котла», реализованная в Америке, по мнению владыки будет означать «исчезновение русского народа с исторической арены». А потому в условиях «современного российского общества эта идея нереализуема», поскольку ведет к «сокращению численности коренного населения» под давлением потока иммигрантов. Владыка привел данные статистики, по которым, несмотря на огромную ежегодную смертность коренного населения, численность жителей не уменьшается в 14-и из 23-х субъектов РФ. Это происходит из-за наплыва иммигрантов. В целом, по мнению владыки, и современные демографические условия крайне неблагоприятны для русского народа.
Все изложенные проблемы должны решаться «на основе русской духовной традиции». Эта традиция – Православие, и «этот столп России не должен быть разрушен». Образование в русских традициях – «единственная основа сосуществования народов, поскольку, просвещенные иммигранты не будут разрушителями традиционной культуры России». Единство нации возможно «лишь на основе веры Христовой». Исходя из этого, владыка особо акцентировал внимание на чрезвычайной важности миссионерской деятельности. Необходим, например, выпуск литературы на китайском, корейском и других языках.
В качестве особой задачи владыка отметил миссионерскую деятельность среди народов России, «продолжающих пребывать в язычестве». В качестве примера он указал на существование в его епархии сети молодежных лагерей, имеющих целью «просвещение молодежи Бурятии в христианском духе».