Москва, 30 марта 2006 г.
Великорецкая икона Свт. Николая Чудотворца |
По преданию, Святитель Николай жил в городе Миры, в малоазиатской провинции Ликии. Он был единственным сыном богатых и благочестивых родителей. Будущий святой с первых лет жизни поражал окружающих своим поведением: отказывался от материнской груди по средам и пятницам, семилетним отроком сам назвал имя будущего учителя. В 19 лет Николай стал священником. Приняв сан архиепископа его родного города Миры, Николай в силу своего кроткого нрава и человеколюбия стал помощником, заступником и благодетелем всем горожанам. При жизни Николай Мирликийский прославился защитой бедных, угнетенных и несправедливо осужденных. Чудотворец при жизни и после смерти Святитель Николай продолжал помогать просящим его о заступничестве.
Почитание святого утвердился на Руси с принятием христианства в IX веке и очень быстро Святитель Николай (Николай Чудотворец, Никола Угодник) превратился в наиболее чтимого русского святого – заступника перед Богом за род человеческий, помощника в бедах, хранителя путешествующих и плавающих по морю, покровителя и защитника домашнего скота.
В любой русской церкви всегда находились образы святого Николая. Иконы Николы неизменно ставили в красном углу русской избы. Святителю Николаю посвящены как различные литературные произведения, так и огромное число храмов, фресковых циклов, деревянных скульптур и икон, среди которых немало чудотворных образов.
Одним из наиболее ранних типов изображения Святителя в иконописи являлся его поясной образ, нередко окруженный клеймами житийного повествования. Эта иконография была заимствована из Византии, где была особенно популярна в XI – XII столетиях. Представленный в полном святительском облачении Святитель держит в левой руке Евангелие и благословляет правой.
В начале XII века в Новгороде прославился образ святителя – «Никола круглая доска», имевший реплики вплоть до XVIII столетия. Предание связывает его появление с чудесным исцелением новгородского князя Мстислава Владимировича. По легенде, образ приплыл в Новгород из Киева в 1103 г. и был обнаружен в водах Ильмень озера близ острова Липно. Специально для этого образа в 1113 г. был возведен храм на княжеском Дворище, известный ныне как Николо-Дворищенский собор.
Очень важное место с раннего времени отводилось на Руси полнофигурному образу Св. Николая, также связанному своим появлением с Византией, где он был представлен.
Никола Зарайский |
Николай Чудотворец |
За трехсотлетнюю историю Петербурга Св. Николаю было посвящено около шестидесяти главных алтарей городских соборов, приходских церквей, дворцовых и домовых храмов, а также церквей при государственных, военных, учебных, исправительных, лечебных, благотворительных и прочих учреждениях.
Первая часовня в Морских слободах, освященная во имя Николая Чудотворца, была построена в 1714 году. Затем в 1760 – 1762 годах был освящен грандиозный Николо-Богоявленский собор, построенный Саввой Ивановичем Чевакинским, также посвященный святому. Главным престолом этого храма является алтарь в честь праздника Богоявления Господня, но среди петербуржцев всегда бытовала привычка именовать собор «Николой Морским», так же как ранее церковь Успения на Мокруше имела «народное» название «Никола Мокрый». Посвящение храма Адмиралтейского ведомства святителю Николаю глубоко органично для русского православного сознания и прямо соотносится с особенностями почитания святого на протяжении многих предшествующих столетий.
Выставка продолжает традицию экспонирования произведений древнерусского искусства из собрания Русского музея, начатую выставками, посвященными образам Иисуса Христа («Иисус Христос в христианском искусстве и культуре XIV-XX века», 2000 г.) и Богоматери («Пречистому образу Твоему поклоняемся…», 1995 г.).