Москва, 5 апреля
Митрополит Корнилий. Фото Ю.Клиценко |
В первой части доклада митрополит Корнилий с горечью описал состояние «духовной растерянности народа»: «У нас воцарилось умонастроение, согласно которому грех не только не считается таковым, но и подается как эталон поведения, свободного от предрассудков. Откровенная пропаганда всевозможных видов разврата достигла небывалых размеров». В унисон с главной темой собора митрополит Корнилий подметил, что «все это подается под флагом защиты прав человека, его свободы».
Митрополит Корнилий призвал задуматься о причинах столь бедственного положения, когда приходится ставить вопрос об «элементарном сбережении нации». Митрополит призвал не искать причины наших нестроений вовне, не искать врагов – это «не по-христиански, и по существу неверно, унизительно для русского человека, ибо несет печать комплекса неполноценности». Евангельский путь – «внутреннее покаяние в церковном смысле».
Говоря об исторических причинах российских бед, митрополит Корнилий обратился не к никоновским церковным реформам, а на 300 лет назад, ко времени петровских преобразований. По его словам, корень трагедии в том, что необходимая для страны модернизация сопровождалась «посягательством на многовековой уклад русского человека», когда власть «с каким-то маниакальным упорством глумилась над его внешностью, одеждой, верой». «Потянулись к Западу, а попали в западню», – афористично сформулировал вывод докладчик и добавил, что впечатляющие успехи петровских реформ, если расценивать их с точки зрения отдаленной перспективы, привели «к неминуемой катастрофе 1917 года». В связи с этим Предстоятель РПСЦ обратился к участникам Собора с предложением «сделать постоянной составляющей всех наших размышлений о судьбах России вопрос: а какова цена того или иного грандиозного проекта? Не только материальная, но и экологическая, нравственная, т. е. совокупная».
«Чем же ныне старообрядчество может быть полезно нашему Отечеству?» – далее поставил вопрос митрополит Корнилий. Он убежден, что «уникальный опыт трехсотлетнего выживания в неблагоприятных, а порой и экстремальных исторических условиях… может быть востребован» сегодня, учитывая необходимость «противостояния вторжению чуждых начал в народное тело России». Он выделил те базовые ценности, которые старообрядчество сохранило в своей среде в течение трех веков: это «здоровый просвещенный консерватизм», «верность святой старине», «нелицемерный патриотизм», опыт «противления злу ненасилием», традиционная трудовая этика и «неоспоримая духовная ценность старообрядцев – сохраненная русскость». Все это, по мнению митрополита Корнилия, позволяет сделать обнадеживающий вывод: «Если русский народ не в отдельных выдающихся личностях, а в миллионах сумел явить в противостоянии чуждым влияниям свои самобытные ценности, основанные на истинно православном фундаменте, – это дает надежду на будущее».