Большим событием в научной жизни Владимиро-Суздальского музея-заповедника стал состоявшийся 10-11 апреля "круглый стол", посвященный святому Арсению Элассонскому, о чём сообщает портал «Музеи России».
Среди его участников были известные ученые: историки и филологи, искусствоведы и антропологи. Темы докладов раскрывали разные стороны жизни святого Арсения, архиепископа Суздальского, а также вводили в научный оборот новые уникальные находки - детали облачения из гробницы святого Арсения. В их числе кресты византийской работы рубежа XIV-XV вв. и шитая пелена XVI столетия с изображениями местных святых. Теперь эти превосходные памятники заняли почетное место в "Золотой кладовой", которая была специально выбрана для проведения заседаний "круглого стола".
Для "Золотой кладовой" это мероприятие стало своеобразной репетицией открытия, ведь до последних дней экспозиция была недоступна для посетителей. Известная музейная "сокровищница", в которой собраны первоклассные памятники русского декоративно-прикладного искусства от древнейших времен до начала XX века, более полугода была закрыта. В задачи музея входили ремонт помещения, замена электропроводки, установка новой современной сигнализации. Облик самой экспозиции также полностью обновился. Из всех предложенных музеем-заповедником был выбран проект, предложенный художником из Вологды Сергеем Михайловичем Иевлевым. Он включал разработку современных музейных витрин с индивидуальной подсветкой и цветовым решением каждого зала, наиболее отвечающим задачам современного показа экспонатов. Выполнение проекта также было поручено вологжанам. С вологодской фирмой "Информбюро" музей работает уже не первый год. Но если раньше это были лишь небольшие фрагменты, новая "Золотая кладовая" - полностью оснащена и оборудована "Информбюро". Для изготовления витрин применялись высококачественные материалы, безопасное для экспонатов освещение, было найдено удобное конструктивное решение - и экспозиция стала удобной в эксплуатации.
Экспозиция меняет свой облик уже в третий раз. Впервые она открылась в 1977 году после реставрации Никольской больничной церкви с примыкающими к ней больничными кельями. Через пятнадцать лет экспозиция была перестроена, прежние витрины заменили новыми, более сложными, открыли новый археологический зал. С тех пор прошло еще почти пятнадцать лет. За это время материалы витрин износились, потеряли вид, за ними стало сложно ухаживать. Стали строже требования к показу ряда экспонатов, в частности - произведений лицевого шитья, книг в тяжелых окладах. Все эти причины вызвали необходимость обновления экспозиции.
Новый художественный проект предусматривает выигрышный показ каждого предмета при помощи света, цвета фона. Обязательно соблюдается главное условие музейного экспонирования, обеспечивающее сохранность произведений. Например, в зале с экспонатами лицевого шитья XVI-XVII веков для уникальных памятников лицевого шитья - покровов с гробниц местных святых - были спроектированы горизонтальные витрины, в которых эти произведения занимают свое место, не подвергаясь деформациям. Для того, чтобы лучше рассмотреть изображения на покровах, фигуры святых воспроизведены на подсвеченных вертикальных щитах. Так были соблюдены строгие требования реставраторов - экспонировать произведения древнего шитья не в вертикальном, а в горизонтальном или слегка наклонном положении.
В этом же зале зритель увидит увеличенные детали произведений: центральную витрину с деталями облачения из гробницы святого Арсения Элассонского украсит своеобразный световой пояс с укрупненными фрагментами шитья, что даст возможность хорошо рассмотреть сложнейшую технику шитья шелковыми и золотными нитями. Кстати, подобные экспозиционные решения применяются сейчас в крупнейших музеях нашей страны.
В 1 и 2 залах с миниатюрными произведениями прикладного искусства витрины имеют особую конструкцию. Равномерный боковой свет хорошо освещает экспонаты, выявляя их рельефную орнаментацию. Под каждой витриной можно увидеть увеличенное воспроизведение каждого экспоната и благодаря этому оценить совершенство ювелирной техники древних мастеров. Чтобы хорошо рассмотреть самые маленькие экспонаты, их поместили под линзы.
Произведения мастеров русского золотого и серебряного дела разных эпох, начиная от XI-XII веков и до начала XX столетия, расположены на двух этажах. В зале археологических находок помещены золотые и серебряные украшения древних славян.
Особый зал занимает коллекция мелкой пластики. Среди экспонатов XII-XVII вв. - резные по камню, дереву, кости нагрудные иконки, кресты и панагии в золотых и серебряных оправах. Многие из них поистине уникальны. В этом посетители могут убедиться, нажав на маленькую кнопку на витрине, - миниатюрный шедевр плавно повернется и явит себя со всех сторон.
В зале, посвященном прикладному искусству Москвы XVI-XVII вв., внимание посетителей привлекает знаменитая чудотворная икона "Богоматерь Корсунская" XVI в. с богатым убором из золота и серебра, жемчуга и драгоценных камней. Здесь же можно видеть многочисленные вклады царей, князей, именитых государственных и церковных деятелей. Это - церковная утварь вклада князей Шуйских, потир царей Ивана и Петра и царевны Софьи, кадило митрополита Геласия, иконы в серебряных окладах, связанные с родом князей Пожарских.
В отдельных витринах собраны прекрасные произведения черни и эмали XVI-XVII столетий. Среди серебряных произведений, украшенных гравировкой и чеканкой, представлены работы как столичных, так и местных мастеров-серебряников. Особый зал отведен для памятников лицевого шитья XVI-XVII вв., среди которых искусно шитые шелком, пряденым золотом и серебром покрова и пелены, хоругвь и покровцы.
На втором этаже экспозиции представлены экспонаты XVIII - начала XX века. Они расположены в витринах с так называемым круговым обходом. Обращают на себя внимание иконы и предметы церковной утвари, украшенные пышным орнаментом в технике чеканки, гравировки, черни, а также образцы живописной эмали. Среди произведений орнаментального шитья - церковные облачения и покровцы, шитые жемчугом, бисером, перламутром, металлическими нитями. На примере серебряной посуды XVIII столетия можно судить о переменах в русском быту этого времени. Две витрины с интерьерными комплексами показывают убранство стола и драгоценные украшения рубежа XIX-XX веков.