Фото Андрей Толкунов. Православие.Ru |
Десница Иоанна Крестителя, с 1799 по 1918 годы хранившаяся в России (Санкт-Петербурге и Гатчине) и являвшаяся собственностью Российской Императорской семьи, из-за революционных потрясений последние полвека пребывала в Сербии и Черногории, считаясь утраченной и была обретена лишь в 1993 году. В сопровождении представителя Святейшего Патриарха Сербского, десница будет на время принесена для поклонения в Москву, Нижний Новгород, Чебоксары, Екатеринбург, Челябинск, Саратов, Владикавказ, Ростов-на Дону, Минск, Санкт-Петербург, Киев.
Сохранилось описание десницы Иоанна Предтечи, принадлежащее боярину Борису Петровичу Шереметеву (1652–1719), будущему генералу-фельдмаршалу Русских войск и Андреевского кавалера.
Вот как он описал ее в своих записках о девятидневном путешествии на Мальту в 1698 году, где он был посланником Петра I: "Мая 8 числа боярин в церкви Святого Иоанна Предтечи, в которой того дня был гранд магистр, и все кавалеры слушали Литургию и все причащались. По окончании Литургии выносили с процессию и пением руки святого Великаго Пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, и сподобились все ее целовать... Та Святого Предтечи рука по запястья, и видом мощи весьма преудивительны являются, как будто недавно умершего человека. Показуют же оную руку всенародно годом немногажды".
На нетленной Святой кисти Пророка нет мизинца и среднего пальца. С 1200 года мизинец находился в Константинополе в храме Святого Пророка Иоанна Крестителя в известном своим строгим благочинием Студийском монастыре, расположенном на берегу Мраморного моря. При завоевании Константинополя турками храм был превращен в мечеть, а мизинец попал в собрание святынь султана и поныне пребывает в музее Стамбула в ковчеге, имеющем форму руки. Средний перст десницы Иоанна Крестителя был принесен в начале ХIII века Святителем Саввой, Архиепископом Сербским Цареградскому Патриарху Герману II и основателю Никейской Империи Феодору I Ласкарису (1204–1222).
В течение многих десятилетий Святыня хранилась в Жичском монастыре в Сербии (древняя Печская епархия), резиденции Патриархов, где происходило коронование Царей Сербских. В 1458 году, когда под ударами турок пало Сербское Царство, Святой перст был перенесен в Морею (южный полуостров Греции) брату последнего Византийского Императора Константина XI Палеолога – Фоме Палеологу, который, спасаясь от турок, перебрался в Рим и передал Святыню римскому папе Пию II (1458–1464). Папа Пий II передал Святой перст Иоанна Крестителя в Сиену в храм Святой Марии Сиенской, где один раз в году Святыня выносится для поклонения верующим, которые приезжают в этот день в Италию со всего мира.
Честное тело святого Иоанна Крестителя было погребено близ могилы святого пророка Елисея в самарийском городе Севастии. Возвращаясь отсюда на родину в Антиохию, святой апостол и евангелист Лука пожелал взять с собой тело Пророка. Но жители Севастии позволили перенести только правую руку, которой был окрещен Господь наш Иисус Христос.
Судьба десницы святого пророка Иоанна тесно связана с историческими событиями, происходящими в странах, в которых она пребывала. Девять веков десница находилась в Антиохи. Во времена царствования Юлиана Отступника, когда началось жестокое гонение на христиан, а храмы и мощи святых предавались сожжению, жители Антиохии спрятали святую руку в одной из городских башен, и она уцелела. После смерти беззаконного царя христиане вынесли десницу Предтечи из башни. Творились ею после этого великие чудеса. В крещенский сочельник архиерей поднимал честную руку, которая в одни годы распрямлялась, а в другие сжималась, предсказывая урожай или голод. Когда Антиохию захватили агаряне, то бесценная реликвия попала к ним в плен.
В X веке, в царствование византийского императора Константина Багрянородного, один дьякон из Антиохии по имени Иов смог унести руку Крестителя в христианские земли, в город Халкидон. Оттуда она была торжественно доставлена в Царьград, где пребывала в разных храмах, в том числе и в Святой Софии. Царьград был захвачен турками в 1453 году.
Из Константинополя святыня попала на остров Родос. Желая склонить рыцарей острова на свою сторону, турецкий султан Баязид II послал магистру Ордена в знак благоволения честную десницу. Но мир длился недолго – в
Эти три святыни хранились в усыпальнице кафедрального собора на протяжении двух с половиной столетий, вплоть до 1798 года, когда Мальту захватил Наполеон. Орден, спасаясь от уничтожения, избрал своим покровителем русского императора Павла I. В 1799 году великие святыни прибыли в Российскую империю, где ее сохраняли в течение столетия с великим благоговением. Павел I выделил свыше
После насильственной смерти Павла I Мученика, наступившей 1 (14) марта 1801 года от рук заговорщиков, праздник перенесения из Мальты в Гатчину части древа Животворящего Креста Господня, Филермской иконы Божией Матери и десной руки Святого Пророка Иоанна Предтечи и Крестителя Господня (торжественно отмеченный лишь в
До революции 1917 года эти бесценные святыни находились в России: сначала в Гатчине, затем в Санкт-Петербурге, Москве, и снова в Гатчине. В годы революционной смуты и периода гонений на Русскую Православную Церковь они чудесным образом были спасены от поругания и переправлены за рубеж. Поскольку мальтийские реликвии являлись собственностью императорской фамилии, они через Эстонию были перевезены в Данию, где в то время проживала мать святого императора-страстотерпца Николая II вдовствующая императрица Мария Федоровна. После ее смерти в 1928 году дочери императрицы великие княжны Ольга и Ксения передали святыни митрополиту Антонию (Храповицкому), который перевез их сначала в Германию, а потом, в 1932 году – в Югославию, где они стали достоянием королевской фамилии Карагеоргиевичей. Королю Александру Карагеоргиевичу их передали в благодарность за то, что Сербия дала приют многим русским эмигрантам.
Дальнейшая их судьба такова. Король Петр II Карагеоргиевич, уезжая в апреле 1941 года в Великобританию, встретился в монастыре Горный Острог со Святейшим Патриархом Гавриилом и передал ему святыни на сохранение. Перед арестом и отправлением в концлагерь Святейший Патриарх успел спрятать их у архимандрита Леонтия Митровича. По промыслу Божьему благодаря усердию священнослужителей и благочестивых верующих великие святыни была сохранена в дни немецкой оккупации. После войны они были изъяты из монастыря сотрудниками югославских спецслужб и вывезены в город Титоград (Подгорица).
С