Заявление Священного Синода Русской Православной Церкви в связи с решением Священного Синода Константинопольского Патриархата о принятии в свою юрисдикцию епископа Василия (Осборна)

Москва, 19 июля 2006 г.

Сохранение единства Вселенского Православия и мирное свидетельство о Евангелии Христовом Поместных Православных Церквей с необходимостью требует, чтобы в отношениях между ними соблюдались незыблемые нормы, определенные правилами Святых Апостолов, святых Вселенских и Поместных Соборов и святых отцов Церкви.

В частности, священные каноны повелевают, «да сохраняются преимущества Церквей» (Первого Вселенского Собора правило 6), и предостерегают, «дабы никто из боголюбезнейших епископов не простирал власти на иную епархию, которая прежде и сначала не была под рукою его или его предшественников» (Третьего Вселенского Собора правило 8). Нарушение этого основоположного канонического принципа отцы Третьего Вселенского Собора в том же правиле характеризовали как «дело, вопреки постановлениям церковным и правилам Святых Апостолов нововводимое, и посягающее на свободу всех», почему и указали наперед, что если кто «предложит постановление, противное тому, что ныне определено, угодно всему Святому и Вселенскому Собору, да будет оно недействительно».

Между тем, согласно распространенному сообщению из секретариата Священного Синода Константинопольского Патриархата, подтвержденному затем письмом Святейшего Патриарха Константинопольского Варфоломея, 8 июня сего года в юрисдикцию Константинопольского Патриархата принят бывший епископ Сергиевский Василий, недавно уволенный от управления Сурожской епархией Московского Патриархата. Преосвященный Василий, как сообщается, избран викарием архиепископа Команского Гавриила с титулом епископа Амфипольского и включен в состав экзархата православных приходов русской традиции в Западной Европе, находящегося в юрисдикции Константинопольского Патриархата.

Это постановление Священный Синод Русской Православной Церкви, по силе вышеуказанного определения Вселенского Собора, признает недействительным и противоречащим священным канонам. Епископ Василий остается подведомственным юрисдикции Московского Патриархата, и решение относительно дальнейшего его положения является прерогативой Священноначалия Русской Православной Церкви.

Вместе с тем, столь откровенно небратское по отношению к Русской Православной Церкви деяние Священного Синода Константинопольского Патриархата создает явную угрозу для единства Святых Божиих Церквей, подрывая канонические основы их взаимоотношений. Ибо данным решением Святейшая Константинопольская Церковь, вопреки многочисленным соборным определениям (I Вселенского Собора правило 6, II Вселенского Собора правило 2, III Вселенского Собора правило 8, Сардикийского Собора правило 3), высокомерно усваивает себе право вмешательства во внутренние дела других Поместных Церквей. Происходящее свидетельствует о разительном несоответствии нынешних действий Константинопольского Престола православной экклезиологии и каноническому преданию Вселенской Церкви, о крайне опасном помрачении канонического сознания.

В качестве оснований для своего решения Священный Синод Константинопольского Патриархата указывает на 9, 17 и 28 правила Четвертого Вселенского Собора. Однако ссылка эта очевидно неправомерна и подразумевает антиисторическое и противное духу канонов перетолкование данных правил.

Упомянутые правила Халкидонского Собора отнюдь не предоставляют Святейшему Константинопольскому Патриарху права вторгаться в дела иных Поместных Церквей и, в частности, принимать в свое ведение архиерея Русской Православной Церкви без предусмотренной священными канонами отпустительной грамоты (правила Святых Апостолов 33, Карфагенского Собора 32).

Подлинный смысл 9 и 17 правил IV Вселенского Собора, указывающих на возможность судебной апелляции к «Престолу царствующего Константинополя» убедительно разъясняет «Пидалион» преподобного Никодима Святогорца, принятый в качестве кодекса канонов в самой Константинопольской Церкви: «Константинопольский Патриарх не имеет власти действовать в диоцезах и пределах других Патриархов… Константинопольский является… судьею для подчиненных ему митрополитов, но не для подчиненных другим Патриархам, потому что единственно Вселенский Собор есть последний и всеобщий судья для всех Патриархов, и никто другой».

Подобно и авторитетный византийский комментатор Иоанн Зонара подчеркивает в толковании на 17 правило Халкидонского Собора: «Не над всеми без исключения митрополитами Константинопольский Патриарх поставляется судьею, а только над подчиненными ему. Ибо он не может привлечь к своему суду митрополитов Сирии, или Палестины и Финикии, или Египта против их воли; но митрополиты Сирии подлежат суду Антиохийского Патриарха, а палестинские – суду Патриарха Иерусалимского, а египетские должны судиться у Патриарха Александрийского, от которых они принимают и хиротонию и которым именно и подчинены».

В случае же епископа Василия и вовсе не могло быть речи о судебной апелляции, поскольку дело его доселе еще не рассмотрено Священноначалием Русской Православной Церкви в судебном порядке. В момент решения Священного Синода Константинопольского Патриархата дело епископа Василия являлось предметом расследования особой комиссии, уполномоченной Высшей церковной властью Московского Патриархата для изучения причин возникшего кризиса в епархии, находившейся под управлением Преосвященного епископа Василия.

Тем не менее, Священный Синод Константинопольского Патриархата счел возможным помимо и прежде суда Поместной Русской Церкви вынести свое решение без всестороннего исследования дела и слушания свидетельств, без обращения к Священноначалию Московского Патриархата и даже без предварительного уведомления его о предпринимаемом шаге.

Касательно же 28 правила Халкидонского Собора, необходимо напомнить, что в нем идет речь лишь о некоторых областях, пределами которых ограничивается власть Константинопольского Патриарха на епископов «варваров». Новым и непризнанным Полнотой Православной Церкви толкованием этого правила является мысль о том, будто оно распространяет власть Константинопольского Престола на все территории, не входящие в состав той или иной Поместной Церкви. С момента возникновения такой трактовки ее применение многократно приводило к тяжелым нестроениям в отношениях между Поместными Православными Церквами и нанесло серьезный ущерб единству мирового Православия. Русская Православная Церковь неоднократно призывала к тому, чтобы это неслыханное ранее учение было рассмотрено совокупностью Автокефальных Православных Церквей на будущем Всеправославном Соборе. Однако ныне Константинопольский Патриархат, не ожидая решения этого вопроса Полнотой Православной Церкви, к нашей глубокой скорби, простер свои претензии ещё дальше. В письме на имя Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II за исходящим №631 от 8 июня 2006 года, касающемся епископа Василия (Осборна), Святейший Патриарх Константинопольский Варфоломей, ссылаясь на упомянутое выше частное толкование 28 правила Халкидонского Собора, утверждает, что Константинопольский Патриархат «ограничивается в настоящий момент его применением лишь в тех случаях, когда по своему изволению представители диаспоры просят ввести их в юрисдикцию Вселенского Престола». Таким образом, провозглашается, что не только один Преосвященный епископ Василий, но и любой архиерей или клирик, находящийся за пределами географических границ своей Поместной Церкви, может теперь быть принятым в юрисдикцию Константинопольского Патриархата без ведома рукоположивших его архиереев, без отпустительной грамоты и помимо воли своего Священноначалия.

Убеждены, что подобные действия, разрушающие взаимное доверие, подрывающие мир и совместное свидетельство Поместных Церквей, открывают путь к дальнейшим злоупотреблениям, которые могут иметь катастрофические последствия для православного единства.

Первенствующая в священных диптихах Константинопольская Церковь, вместо того, чтобы первенствовать в братской любви и в охранении канонов церковных, стала соучастницей их нарушения епископом Василием, который не убоялся пойти против общепринятых норм канонического права (правила Святых Апостолов 33, Карфагенского Собора 32, Двукратного Собора 14 и 15) и нарушил приносимую при архиерейской хиротонии присягу послушания Священному Синоду. Более того, Константинопольской Патриархией фактически заявлено о готовности действовать подобным образом и впредь, что может еще более усугубить опаснейшие церковные нестроения.

Посему Священный Синод Русской Православной Церкви решительно отвергает неканоническое постановление, принятое 8 июня сего года Священным Синодом Константинопольского Патриархата, и с глубоким сожалением обращает на него внимание Православной Полноты. Мы ожидаем от Константинопольской Патриархии действенных шагов по исправлению негативных последствий принятия данного решения, а также отказа от подобных действий впредь

Преосвященного епископа Василия Священный Синод призывает к покаянию, без которого невозможно дальнейшее его церковное служение. В случае нераскаяния епископа Василия в отношении его может быть вынесено надлежащее церковно-судебное определение.

Сознавая общую ответственность за сохранение единства духа в союзе мира (Еф. 4. 3), призываем наших братьев во Христе Спасителе к восстановлению справедливости и любви, «да не явимся мы вносящими дымное надмение мира в Церковь Христову, которая желающим зрети Бога приносит свет простоты и день смиренномудрия» (Послание Африканского Собора к Келестину, Папе Римскому).

19 июля 2006 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×