Фото Патриархия.Ru |
Сегодня мы совершаем празднование 600-летия преставления святителя Киприана, митрополита Киевского и всея Руси, Московского чудотворца. Святитель Киприан, честные мощи которого почивают в этом древнем святом храме, является значительной фигурой в истории Церкви. Будучи уроженцем Болгарии, он принял монашеский постриг на Святой горе Афон, откуда и был призван на святительское служение сначала в Киев, а затем в Москву.
Для Русской Православной Церкви особая заслуга святителя состоит в том, что он сумел воссоединить две дотоле разделенные ее части – северо-восточную и юго-западную. Мы также чтим святого Киприана как основателя московского Сретенского монастыря, выдающегося церковного писателя и богослова, единомышленника и соратника своих великих современников – преподобного Феодосия Тырновского, Константинопольского патриарха Филофея Коккина, преподобных Сергия Радонежского и Феодора Симоновского.
Служение святого Киприана можно охарактеризовать, прежде всего, как служение объединения. Он всегда находился на стыке культур, традиций, не замыкаясь внутри какой-либо. Святой Киприан – это связующее звено между Византией и Русью, между южными и восточными славянами, между северо-восточными и юго-западными епархиями Русской Церкви. Он стоял выше политических разделений своего времени. Для него Церковь была едина, независимо от государственных границ, разделивших ее паству. Это делает наследие святителя, его подвиг особенно актуальным и для нашего времени.
Знаменательно, что сегодняшним богослужением оканчиваются торжества, посвященные 600-летию преставления святителя Киприана, и начинаются мероприятия, приуроченные к 450-летию со дня кончины преподобного Максима Грека и 10-летию обретения его мощей. Преподобный Максим – это другой великий святой, который соединяет Русскую Церковь с духовным наследием православного Востока, со Святой Афонской горой и монастырем Ватопед, постриженником которого он был.
Мне доставляет особую радость тепло приветствовать прибывших на эти торжества наших дорогих гостей – иерархов и клириков Константинопольской, Болгарской и Элладской Православных Церквей, а также представителей Святой горы Афон. Только что, причастившись от единой чаши святых Христовых таин, мы вновь запечатлели наше единство во Христе, то единство, поборниками которого были святитель Киприан и преподобный Максим Грек.
Дай Бог нам сил и разумения хранить и впредь этот заповеданный нам Господом великий дар – «единство духа в союзе мира» (Еф. 4: 3) во славу Его всесвятого имени и на благо святой Церкви.