Москва,
Вчера в рамках конференции «Россия — Афон: тысячелетие духовного единства» состоялся круглый стол «Духовное наследие афонского подвижничества: история и современность».
В конференц-зале Даниловской гостиницы встретились наместники монастырей, игуменьи, монашествующие, чтобы задать игумену Ватопедского монастыря архимандриту Ефрему и епископу Троицкому Панкратию вопросыо правильном устройстве монашеской жизни.
В первые же минуты встречи был поставлен вопрос о необходимости проведения Всероссийского монашеского съезда, подобного тому, что состоялся в
Принципы управления монастырями на Афоне и в России различны: в Греции влияние епархиального епископа на принятие решений в монастыре минимально, монастырь самостоятельно выбирает игумена и духовника и др. В России не так. Из-за этих различий во время разговора порой возникали недоумения — как осуществить то, что советует архимандрит Ефрем. Епископ Саратовский и Вольский Лонгин сказал: «Чтобы понять, как живут монастыри в России, здесь нужно прожить длительное время. Чтобы узнать устройство греческого монастыря, необходимо часто и подолгу бывать в Греции».
Но участники встречи согласились, что именно Афон всегда оставался образцом в организации общежительной монашеской жизни, к этому идеалу нужно стремиться. Без снисхождения к немощам современного человека архимандрит Ефрем определял требования к монаху, говоря о нестяжательности: «Кто имеет собственный рубль, тот не монах. Если монах не имеет добродетели нестяжания, он только носит рясу, но он не монах»; о послушании старцу: «Неблагоустроенный монах, кто не оказывает послушания. Я в своей жизни не знаю более свободных людей, чем настоящие послушники»; об отвержении мира: «Монах, отрекшийся от этого мира и не достигший Царства Небесного, — самый несчастный человек». Отвечая на вопросы, владыка вспоминал случаи из собственной жизни, слова старцев Иосифа Исихаста, Паисия Святогорца.
Участники круглого стола говорили также об отсутствии опытных наставников, о неготовности современных людей к послушанию и нестяжанию. Но архимандрит Ефрем заметил, что «современному человеку дано не так уж мало». А владыка Панкратий выразил надежду, что если мы не оставим своих трудов, то с Божией помощью «все устроится. Тем более у нас есть пример Святой горы Афон».