Москва, 8 ноября
Религиозность российского общества растет небывалыми в истории страны темпами, отмечает руководитель социального отдела Института общественного проектирования Михаил Тарусин, сообщает "Интерфакс-Религия".
"Процесс освоения религиозного пространства в России происходит в таком темпе и с такой интенсивностью, что сложно найти исторические аналоги", – сказал социолог в среду на пресс-конференции в Москве.
Проведенное Институтом исследование "Стратификация современного российского общества", в котором приняли участие 15 тыс. человек, показало, что в стране за последние 15 лет более чем в два раза уменьшилось число атеистов, сообщил М.Тарусин.
По его словам, число россиян, регулярно совершающих исповедь и причастие, с конца 1980-х годов увеличилось в четыре раза. Согласно данным исследования, активные верующие являются одновременно и социально активными гражданами, поддерживают рыночную экономику и основные институты демократии, выступают сторонниками укрепления государства, свободы на основе порядка и закона.
М.Тарусин сделал прогноз, согласно которому в ближайшие 25-30 лет в несколько раз увеличится число воцерковленных верующих.
При этом социолог отметил, что количество воцерковленных увеличивается прямо пропорционально увеличению количества действующих храмов, что, по его словам, свидетельствует о возрождении в обществе "традиционного догматического вероисповедания".
Кроме того, по данным исследования, у православных и мусульман отличается половой состав прихожан: так, среди активных мусульман 60,5% составляют мужчины и 39,5% – женщины, в то время как среди православных – 25% мужчин и 75% женщин.
Данные исследования также говорят о тенденции омоложения возрастного состава верующих: средний возраст верующих в Православии составляет 48,6 лет, в исламе – 45,6 лет. При этом еще в конце 1980-х годов средний возраст воцерковленных был на уровне пенсионного.
Кроме того, по данным опроса, в обществе Церковь стоит на втором месте по уровню доверия после института президента (ей доверяют 58,8% опрошенных). Это, по словам социолога, является во многом уникальной тенденцией, поскольку на Западе "Церковь не является институтом, который обладает высокой степенью общественного доверия".