Москва, 21 ноября 2006 г.
Центр экстремальной журналистики выпустил в свет сборник "Прикладная конфликтология". Он посвящен проблеме освещения в печатных и электронных изданиях "сложных конфликтных взаимодействий".
Как отмечено в предисловии к изданию, журналисты и редакции СМИ могут быть, и нередко бывают инструментом обострения, а иногда и развязывания конфликтов. Избегать этого, по мнению авторов сборника, помогает знание и умение пользоваться достижениями современной теории конфликтов, приверженность нормам права и профессиональной этики.
Один из разделов книги называется "Пресса и религиозные конфликты". Его автор - главный редактор журнала "Религия и право", сотрудник адвокатского бюро "Славянский правовой центр", кандидат юридических наук Анатолий Пчелинцев.
"Практика последних лет, - отмечает А. Пчелинцев, - показывает, что количество публикаций, теле- и радиопередач на религиозную тематику возросло многократно. Некоторые журналисты стали специализироваться на данной проблематике. Появилась даже Гильдия религиозной журналистики. И все равно публикуется множество статей и выпускается в эфир множество теле- и радиопередач, подготовленных журналистами, слабо представляющими специфику религиозной тематики. Нередко подобные выступления вместо того, чтобы нести мир и формировать толерантное общество, сами являются источником социальной напряженности и религиозного конфликта. А ведь разжечь религиозную вражду, конфликт гораздо легче, чем погасить..."
В разделе "Пресса и религиозные конфликты" автор дает характеристику современной религиозной ситуации в России, знакомит читателей с правовыми основами деятельности религиозных объединений, заостряет внимание на вопросе терминологической корректности и профессиональной ответственности журналистов, пишущих о религии.
"Демократия, - пишет Анатолий Пчелинцев, - не идеальна, но она лучшим образом, чем другие формы правления, соответствует плюралистическому, многонациональному, многоконфессиональному обществу, в котором многочисленные интересы, подчас& конфликтующие друг с другом, посредством устанавливаемого людьми механизма приводятся к равновесию& В современной России гражданский мир может и должен быть устроен на принципах, отвечающих религиозным представлениям и традициям всех людей и всех народов, обеспечивающих их подлинное равенство. Ибо невозможно создать стабильный мир, базируясь на одной религии, одной системе ценностей, в ущерб всем остальным".