Москва, 28 ноября 2006 г.
"Мы настаиваем на том, чтобы в российских школах школьные советы родителей приняли решение преподавать этот предмет в сетке часов. Учащимся старше 14 лет, которые не желают его изучать предмет, должны быть предложены альтернативные предметы нравственного характера, например, философские культуры", - заявил председатель комиссии Общественной палаты РФ по вопросам толерантности и свободы совести Валерий Тишков.
Еще в сентябре министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко обратился в Общественную палату с просьбой высказать свое мнение по вопросу преподавания в школе основ православной культуры и иных религиоведческих дисциплин. Над предложениями работали три комиссии ОП - по вопросам толерантности и свободы совести, по вопросам сохранения культурного и духовного наследия и по вопросам интеллектуального потенциала нации. Вкратце основные положения документа таковы: при изучении этих предметов должно учитываться разнообразие мировоззренческих подходов при обязательном соблюдении прав нерелигиозной части общества, а также должен соблюдаться принцип добровольности изучения. Правда, под добровольным изучением этого предмета в рамках регионального компонента понимается возможность выбора между религиями (для верующих) или светскими философско-этическими дисциплинами (для неверующих), передает "Интерфакс-Религия".
Утром, 27 ноября, Общественную палату пикетировали около двух десятков активистов Союза православных граждан. Они раздавали прохожим флажки "Я люблю ОПК" и листовки со словами песни Бориса Гребенщикова "Я должен держаться корней". Руководитель московского отделения Союза православных граждан Кирилл Фролов разъяснял, что протестуют они против инициативы Минобразования отменить региональный компонент, в рамках которого сейчас в школах преподают Основы православной культуры
В самой Общественной палате от имени православного большинства говорил митрополит Калужский и Боровский Климент. Он сообщил, что если бы Православие преподавали в школе, то трагедии с Андреем Сычевым бы не произошло, потому что его мучители были бы по-другому воспитаны.
В защиту других религий выступили главный раввин России Берл Лазар и председатель Российского объединенного союза христиан веры евангельской Сергей Ряховский.
Главный раввин России Берл Лазар говорил о том, что если уж и вводить в школах обязательный религиоведческий курс, то он должен быть общим и называться "Основы традиционных религий России". Однако это предложение не нашло поддержки у Русской Православной Церкви. По мнению председателя Комиссии по вопросам сохранения культурного и духовного наследия митрополита Калужского и Боровского Климента, обучать восьми-девятилетних детей основам традиционных российских или тем более мировых религий бессмысленно: они не усвоят разницу и только запутаются. В то время как начинать преподавание духовных и нравственных предметов надо с самого раннего возраста, пока ребенок еще поддается воспитанию. Владыка Климент предложил создать образовательный блок "Духовная культура и этика", в рамках которого каждая религия предложила бы своим последователям свой предмет для изучения.
Впрочем, противники изучения религии в школах находили свои аргументы. Так, в ходе дискуссии выяснилось, что под обложкой "Основ православной культуры" на самом деле скрывается "Закон Божий". Об этом сообщил член Общественной палаты Олег Зыков, сославшись на заключение экспертов. А его коллега Александр Адамский предупредил, что если "Основы православной культуры" станут обязательным предметом, они будут вызывать у школьников такое же отвращение, как сейчас вызывает литература.
Представлявший Минобразования замминистра Дмитрий Ливанов сообщил, что из 79 регионов, откуда на запрос министерства получены ответы, основы религии в 19 регионах не преподаются, в 35 регионах религию изучают до тысячи школьников, в 17 регионах - несколько тысяч, и лишь в восьми регионах преподавание ведется полномасштабно. Лидирует Белгородская область, где основы религии изучают около 150 тыс. учащихся. Среди лидеров так же Чечня, Ингушетия и Московская область. При этом в Минобразования считают, что религию должны преподавать в школе только светские учителя и либо как факультативный курс, который дети старше 14 лет выбирают сами, а за детей до 14 лет выбирают родители, либо как спецкурс из числа предлагаемых по выбору в рамках школьного компонента.
А ведущий научный сотрудник Института семьи и воспитания Игорь Метлик тем временем поймал на противоречии минобрнауки. Он напомнил об инициативе министерства отменить региональный и школьный компоненты учебной программы. В таком случае проблема религиоведческих курсов, которые преподаются именно в рамках регионального компонента, решится сама собой. Члены ОП заволновались, однако прояснить ситуацию было некому: замминистра Дмитрий Ливанов, огласив неизменную позицию своего ведомства по предмету "Основы православной культуры" (изучение на сугубо добровольной основе), уже покинул заседание.
«Чтобы отменить региональный и школьный компоненты, требуются изменения в законодательстве, - пояснил "Российской Газете" в телефонном разговоре Дмитрий Ливанов. - Тогда вопрос с преподаванием религий действительно снимается. Останутся только основы мировых религий, если они будут включены в федеральный компонент. Но пока этого нет.
Ливанов уточнил, что все эти изменения только разрабатываются. Общественная палата также высказала министерству пожелания закрепить в федеральном законодательстве детально прописанный порядок изучения религий в школах. Рекомендовалось также не забывать про баланс между изучением собственно религиозной культуры и формированием общероссийской гражданской идентичности школьников.
В итоге Общественная палата рекомендовала Минобразования оценить соотношение запросов на изучение курсов религиозной культуры и курсов научного религоведения. И потом включить элементы религии, рассказывающие о происхождении человека и смысле жизни, в школьные курсы истории, обществознания и биологии.