Москва, 30 января 2007 г.
Второй день работы XV Рождественских чтений - 30 января - прошел в Государственном Кремлевском дворце под председательством управляющего делами Московской Патриархии, митрополита Калужского и Боровского Климента, сообщает сайт Седмица.Ru.
Все доклады, прозвучавшие в первой половине
дня, были связаны с обоснованием необходимости
введения «Основ православной культуры» (ОПК) и
широкой практикой преподавания этого
предмета.
Первый докладчик, митрополит Симферопольский и
Крымский Лазарь рассказал об опыте религиозного
просвещения в Крыму. По его словам, преподавание
ОПК в епархии приняло «массовые формы»: в 400 из
600 школ этот предмет изучали в 2006 г. 70-80%
семей крымчан венчаются и крестят своих детей.
Многие родители активно поддерживают преподавание
ОПК не только на словах, но и на деле: созданный
при епархиальном управлении Родительский комитет
регулярно проводит родительские встречи; в епархии
принято широко привлекать родителей к проведению
православных праздников в стенах школ. Владыка
подчеркнул, что пример многонационального Крыма,
где живут 35 «исторических народностей»,
опровергает опасения скептиков, которые связывали
с введением ОПК рост межнациональной
напряженности. Напротив, ни одного подобного
конфликта на этой почве в Крыму не было.
Митрополит Лазарь отметил, что причиной подобной
напряженности может стать только «невежественный
фанатизм», но не религиозное просвещение, которое
является «безусловным приоритетом» для епархии. В
этой работе Церковь активно сотрудничает с разными
государственными структурами: так, министерство
образования рассматривает и утверждает
программно-методическое обеспечение курса «ОПК
Крыма»; правительство Крыма финансирует подготовку
учителей по ОПК - на базе местного Института
повышения квалификации 156 учителей смогли
закончить курс и получить государственное
свидетельство о праве преподавания ОПК.
Пример активного участия госструктур в развитии
православного образования являл собой следующий
докладчик - полномочный представитель президента
РФ в Приволжском федеральном округе (ПФО)
Александр Коновалов. Он подробно рассказал о
способах поддержки деятельности церковных
организаций. Так, 45 православных организаций
получили солидные гранты из Президентского фонда,
поучаствовав в конкурсе некоммерческих организаций
(НКО). Аппарат полпреда поддерживает и другой
конкурсный проект - «Серафимовский учитель», в
котором в этом году участвовало двести учителей. В
округе власти активно содействуют развитию
православных гимназий, созданию интернет-ресурса
«миссионерской направленности», совместно с
Церковью заботятся о программах сохранения семьи и
о решении демографических проблем. Докладчик
удивил аудиторию знанием специфики способов
родовспоможения, говоря о вреде кесарева сечения,
а также поделился опытом работы с молодежью. Так,
в округе стараются «перенаправить» в правильное
русло празднование Дня влюбленных 14 февраля: «Мы
стараемся ориентировать молодежь на создание
счастливой семьи, а не на поиск разнообразных
половых партнеров», - рассказывал чиновник.
Председатель Учебного комитета Русской
Православной Церкви, ректор Московских духовных
школ, архиепископ Верейский Евгений говорил о
проблемах современного духовного образования,
которое необходимо развивать в сотрудничестве со
светскими вузами и с государством. Однако именно в
адрес последнего, а именно - в адрес министерства
образования и науки выступавший обратился с
требованием закончить «скрытую борьбу» с
православным образованием и перейти к
«широкомасшатабному использованию» опыта Церкви в
деле образования. Владыка упрекнул министерство в
желании ликвидировать так называемый «региональный
компонент», в рамках которого в большинстве
регионов преподается ОПК. Однако накануне, в день
открытия форума, министр Андрей Фурсенко
недвусмысленно ответил на эти опасения,
подчеркнув, что министерство не посягает на
региональный компонент и свободу местных властей в
отношении его наполнения.
«До каких пор мы будем доказывать необходимость
изучения основ нашей культуры?» - зал разделил
искреннее возмущение следующего докладчика, также
представителя высшей школы, только светской -
заместителя декана факультета журналистики МГИМО,
главного редактора журнала «Фома» Владимира
Легойды. «Бессмысленную возню» вокруг введения ОПК
давно пора заканчивать и не отвлекаться от
конкретной работы - создания хороших учебников и
подготовки кадров, заявил он. Проблему высшего
образования он осветил через призму конфликта
поколений, «культурного разрыва отцов и детей». За
последние 10-20 лет этот конфликт усугубился за
счет ломки системы прежних ценностей, навязывания
идеологии «потребительского антропоцентризма»,
стремительного развития технологий (в особенности
- информационных), изменения «общекультурного
фона» молодежи (Гарри Поттер вместо Пушкина),
замены у студенчества привычной модели
«учитель-ученик» с навыками «слушать и слушаться»
на мироощущение покупателя, выбирающего
образовательные услуги. И если современной высшей
школе «нужны» далеко не все студенты с такими
установками, то Церкви нужны все - только Церковь,
по мнению В. Легойды, может противостоять
потребительской идеологии, предъявляя молодежи
«идею жертвенности». Но для того, чтобы
Христианство было услышано молодежью, оно не
должно восприниматься «как одно большое «нельзя».
К молодежи надо обращаться не с «длиной юбок или
одеванием платка»; начинать разговор и заканчивать
надо словами о Христе, убежден докладчик. По его
словам, обращение к православной вере как основе
нашей культуры - «единственный шанс выживания
нашего общества».
Раскрыть для участников Рождественских чтений
культурологический характер ОПК взялся диакон
Андрей Кураев, профессор Православного
Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Он
указал, что в преподавании этого предмета надо
опираться на мощную культурологическую школу,
сформировавшуюся еще в советское время и
представленную именами мирового уровня - Д.
Лихачева, С. Аверинцева, А. Лосева, М. Бахтина, В.
Иванова, Б. Успенского, Ю. Лотмана. Видимо,
предполагая, что далеко не все преподаватели ОПК
займутся изучением книг этих ученых, а может быть,
чтобы побудить своих слушателей к этому, А. Кураев
объяснил смысл культурологического подхода с
помощью анекдота, иллюстрирующего разницу
«культурных сценариев», «базовых типов поведения»
каждого народа. По его словам, все нарастающая
миграция в России делает особенно актуальным
преподавание ОПК: приезжим иноверцам необходимо
«объяснять логику православного мифа» (последнее
слово было использовано как культурологический
термин), объяснять, что, например, Андрей Рублев -
вовсе не «творец идолов», как могло бы показаться
с мусульманской точки зрения. Введение ОПК
позволит «избежать дробления по национальному
признаку», подчеркнул выступавший, так как именно
язык культурологии поможет найти верный тон в
рассказе о православной культуре: не «делайте
так-то», а - «православные поступают так-то»&
«Если бы я был Путиным, я ввел бы для всех
мигрантов три обязательных экзамена: русский язык,
российское законодательство и ОПК», завершил
диакон свой доклад под одобрительные аплодисменты
участников форума.