Москва, 1 февраля 2007 г.
В рамках проходящих сейчас в Москве XV Международных Рождественских чтений "Вера и образование: общество, школа, семья в XXI веке" состоялось заседание секции "Христианство и наука" под председательством архиепископа Верейского Евгения. С докладами выступили представители МГУ, Института философии РАН, РУДН, Санкт-Петербургской духовной академии, Свято-Филаретовского института (СФИ) и других вузов и научных институтов, сообщает сайт Мир Религии.
Обсуждение было преимущественно посвящено вопросу возможности синтеза науки и религии, поиску связи между метафизическими реальностями за границами физического мира и христианской метафизикой.
Интерес собравшихся вызвал доклад кандидата физико-математических наук, протоиерея Александра Геронимуса "Категория бытия в богословии и науке". Докладчик призвал "не объединять науку с религией, различать эти две области, как несовместимые до конца". Он высказался критически, оценив классическую науку как сферу абстрактных моделей, которые заслоняют от человека подлинную реальность, поселяют человека в искусственном мире. Иной подход, по мнению докладчика, развит неклассической наукой, в частности квантовой механикой, которая включает сознание в картину мира.
Преподаватель Свято-Филаретовского православно-христианского института кандидат философских наук Григорий Борисович Гутнер, выступивший с докладом "Эсхатологический аспект научной рациональности", предложил увидеть в науке не только теории и мировоззренческие проблемы, но "людей и их общение, в котором существуют нормы и ценности, являющиеся своего рода трансформацией более глубоких, личностных и коммуникативных норм, связанных с христианской этикой". Докладчик подчеркнул, что ученые в своей деятельности "подспудно руководствуются неким идеалом универсальности, завершенности полноты знания, который принципиально не осуществим в исторической перспективе, и которого наука сама по себе не может достичь никогда. Но этот идеал выступает как императив научной деятельности. И этот парадокс - это собственно парадокс христианской этики, которая с одной стороны живет уже в некой полноте Божественного присутствия, полноте осуществленности Истины, а с другой стороны находится в состоянии становления и в реальной исторической перспективе всегда в незавершенности".