Москва, 31 января 2007 г.
архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий |
Перед началом работы по старому церковному обряду была совершена молитва. Молитвословия произносил архиепископ Георгий, пел сводный хор единоверческих храмов Москвы и Московской епархии.
Во вступительном слове председатель секции рассказал о том внимании, которое Священноначалие Русской Православной Церкви уделяет проблеме церковного единства и сохранению древних богослужебных традиций. Владыка Георгий подчеркнул, что церковная старина сегодня становится привлекательной, что видится не только в увеличении числа старообрядных приходов Московского Патриархата, но и во многих сторонах церковной жизни - в возрождении интереса к знаменному пению, древним архитектурным формам, включая особые традиции русского деревянного зодчества, к каноническому иконописанию.
Представленные доклады можно разделить на три направления - историческое, практическое и посвященное знаменному пению. Из сообщений на историческую тему особое внимание слушателей привлекло выступление историка А.В.Знатнова, обнаружившего и опубликовавшего собственноручные записи архиепископа Андрея (Ухтомского), опровергающие распространенное мнение о якобы имевшем место в 1925 году его переходе в старообрядчество. В русле практической тематики особый интерес вызвали доклады о современном состоянии старообрядных приходов Московского Патриархата, перспективах их развития и проблемах диалога со старообрядчеством.
Впервые на заседании секции была представлена особая группа докладов, посвященных древнерусскому знаменному пению и перспективам его возрождения в Русской Православной Церкви. Докладчики, из которых следует отметить, в частности, руководителя Знаменно-певческой школы для отроков Г.Б.Печенкина, напомнили слушателям Рождественских чтений, что еще в особом постановлении Всероссийского Поместного Собора 1917-1918 годов. «Об упорядочении церковного пения» преимущество предоставлялось древним богослужебным распевам. Между тем подлинных знатоков древнего богослужебного пения явно не хватает, требуются меры по воссозданию знаменных певческих школ и кружков. Всеми присутствовавшими на заседании была с полным пониманием воспринята мысль о том, что изучение древних богослужебных традиций Русской Православной Церкви, в том числе и знаменного пения, может оказать существенную помощь в духовном воспитании современного человека, в особенности детей, против которых в настоящее время ополчились губительные стихии мира сего. Участниками секции был единодушно поддержан призыв к объединению усилий знатоков и любителей знаменного пения в области обмена опытом и организации певческих мероприятий, в том числе и совместно со старообрядцами.