Епископ Бронницкий Амвросий, викарий Московской епархии |
- Как, на Ваш взгляд, следует решать вопрос изучения "Основ православной культуры" в общеобразовательных школах?
- Я считаю, что пора закончить надуманные споры вокруг этого вопроса и дать детям и молодежи полноценную возможность изучать культуру своего Отечества. Без всякого сомнения, это православная культура. У каждого государства есть своя визитная карточка. Россия немыслима без соборов Московского Кремля, без храма Христа Спасителя, без собора Василия Блаженного, без шедевров Оружейной палаты, без Троице-Сергиевой лавры. Можно долго перечислять святыни, которые наглядно иллюстрируют историю нашего государства. Иностранные гости, приезжая в Россию, стремятся в первую очередь увидеть их, потому что именно эта культура представляет Россию. К сожалению, молодые люди сегодня очень плохо знают историю своей страны. Ее и невозможно хорошо знать, если не понимать психологию, внутреннюю жизнь создателей этой тварной красоты, если не вникать в то, что двигало Пушкиным, Достоевским, Рахманиновым, Бортнянским. Этой движущей творческой силой было именно православие. Во время XV Рождественских образовательных чтений мы слышали данные статистики по Калужской области. Около 90% детей, родившихся в прошлом году, были крещены в православной церкви. Почему же православные дети лишены полноценной возможности изучать православную культуру своей страны и в то же самое время им хотят навязать изучение истории чуждой для них религии?
Митрополит Чешских земель и Словакии Христофор рассказал о том, что в Чехии и Словакии около 80% школьников изучают основы своей религии - католической и православной - в числе обязательных предметов. Причем обучение осуществляется за счет государства. Мы не ставим вопрос о преподавании религии, речь идет о культурологическом предмете, изучение которого в школах до сих пор законодательно не решено. Убежден, что государство не может считаться в полной мере демократическим до тех пор, пока большинство не имеет возможности реализовать свое право изучать основы культуры, не только сформировавшей наше государство, но и оказавшей свое благоприятное влияние на жизнь других народов. Скажите, разве знает сегодняшний россиянин о том, что православие в Японии появилось благодаря подвигу нашего соотечественника святителя Николая (Касаткина), которого глубоко чтут японцы, а Америка была просвещена светом Христовой истины трудами преподобного Германа Аляскинского? Обучать молодых людей, делая из них иванов, не помнящих своего родства, это преступление и перед прошлым, и перед будущим нашей великой России.
- В наших школах учатся дети не только из православных семей. Как быть с представителями других религий?
- Человек, живущий в определенной культурной среде, если он хочет быть действительно образованным и культурным, с удовольствием будет изучать мировоззренческие основы данной среды. Наши православные священники, несущие служение за рубежом, в первую очередь стремятся изучить историю страны и понять менталитет общества, где православные находятся в меньшинстве. Это характеризует человека как умного и культурного. Ничего плохого не вижу в том, что мусульманин, иудей или буддист будут знать об Андрее Рублеве, о Сергии Радонежском и Александре Невском. Ведь и наши священники, окормляющие россиян в странах, где, например, ислам является религией большинства, прекрасно знают Коран, хорошо разбираются в различных исламских направлениях.
Во время Рождественских чтений мы обсуждали опыт Санкт-Петербургского ракетно-артиллерийского кадетского корпуса, где создана специальная программа по обучению будущих воинов основам православной культуры. Преподаватель Виктория Гусакова на одной из конференций рассказала о том, что среди ее учащихся есть несколько кадетов-мусульман, выходцев из Дагестана, которые сами считают необходимым для себя знать биографии русских святых-воинов. И это нисколько не мешает им оставаться мусульманами и посещать мечеть. Кстати, в этом учебном заведении создан, на мой взгляд, очень удачный учебник "Благословенное воинство. Подвиг за Веру и Отечество".
Изучение "Основ православной культуры" способствует правильному формированию духовно-нравственных ориентиров не только в отдельно взятом учреждении. В этом катастрофически нуждается общество. К сожалению, огромные наработки профессионалов - реальных, практикующих педагогов, а не сухих кабинетных теоретиков, до сих пор несправедливо игнорируются. Вот это - главная проблема. Видимо, чиновники пока не понимают, что ОПК поможет оздоровить общество и сделать его более стабильным.
Поэтому я категорически не согласен с недавним высказыванием одного из муфтиев, который назвал ОПК бомбой замедленного действия. Такого рода заявление непатриотично и провокационно. Но оно и не отражает мнение всех мусульман России.
- Вы говорите только об изучении ОПК. Может, современному школьнику полезнее изучать историю мировых религий, как это предлагается в Москве?
- Изучение истории мировых религий в рамках школьной программы не принесет добрых плодов. Зачем школьникам из православных семей, а таких подавляющее большинство, развернутая информация о других вероучениях? Они даже не в состоянии все это запомнить при перегруженной информацией программе. Пусть сначала разберутся с тем, что происходило в нашей стране, в той же Москве, изучат духовное наследие своих предков. А если кому-то это покажется недостаточным, либо неинтересным, подробные знания о других религиях можно будет получить уже в вузе либо в специализированном учебном заведении.
К тому же следует обратить внимание и на то, что ОПК - предмет прежде всего культурологический. Если человек хочет быть культурным, ему необходимо его изучить, а если он все-таки решил остаться бескультурным, то это тоже свободный выбор, но его не следует навязывать большинству православных жителей нашей страны.