Москва, 16 марта 2007 г.
И. Елеференко, Т. Потяева Фото "Благовест-инфо" |
В своем вступительном слове И. Елеференко говорил о распространении сектантского движения в последнее время и об угрозе экстремистской деятельности сект. Также он отметил, что деятельность многих деструктивных религиозных организаций, например, секты Грабового, становится источником сильнейшего социального напряжения в городе. Выступившая следом депутат Мосгордумы Татьяна Потяева, упомянув о «падении духовно-нравственных ценностей», упрекнула и Русскую Православную Церковь: по статистике, большинство адептов новых культов - не атеисты, а люди, которых однажды оттолкнула Церковь. Таким образом, РПЦ тоже «несет ответственность» за рост числа последователей новых религиозных движений. Ключ к решению проблем лежит в сфере просвещения, считает докладчица, а также в организации профессиональной религиоведческой экспертизы новых культов. Она также подчеркнула необходимость работы по реабилитации жертв тоталитарных сект.
Священник Лев Семенов и профессор А. Дворкин |
В защиту исповедующих индуизм выступил президент Ассоциации индийцев России Санджит Кумар Джха. Как оскорбление расценивает он применение понятия «секта» по отношению к последователям «самой древнейшей из существующих религий» - индуизма, который в России представляют, в основном, вайшнавы (к ним относят себя и кришнаиты). Он выразил «недоумение» по поводу «несправедливой критики» своих единоверцев и «сопротивления некоторых групп» строительству индуистского храма в Москве, который «только украсит» московский пейзаж и удовлетворит потребности всех практикующих индуизм, отметил выступавший.
Резкое несогласие с позицией А. Дворкина высказал президент Всероссийского фонда «Образование» Сергей Комков, назвав выводы оппонента «предвзятыми». С. Комков считает, что анализом деятельности тоталитарных сект должны заниматься исключительно светские специалисты, иначе «это может превратиться в инквизицию». Как светский эксперт, он представил одно из своих наблюдений: сегодня государственная религия в России - вовсе не Православие, а саентология, т.к., по его сведениям, все высшие госчиновники причастны к организации саентологов.
Справа на фото игумен Феофилакт (Безукладников) |
На законодательные пробелы сетовал со своей стороны и заместитель начальника УВД Москвы Александр Мельников. По его словам, в Кодексе об административных правонарушениях есть только одна норма, которую как-то можно применить к деятельности религиозных сект. В законе нет также определения секты и даже религиозной организации, поэтому пока органы внутренних дел могут только «мониторить», «держать под контролем» организации, которые считаются деструктивными или экстремистскими, но не могут «применить закон». Если обсуждаемое явление считается массовым, нужны специальные нормы в законодательстве, общих уголовных норм явно недостаточно, считает представитель МВД.
С осторожностью подходить к определению сект призвал новый президент Евразийского отделения Международной ассоциации религиозной свободы (ЕАО МАРС), профессор Юрий Носков. Термин «секта» не должен фигурировать в Уголовном кодексе РФ, считает он, так как касается «тонкой области» и связан с внутрицерковными проблемами. Широкое использование понятия «секта» в СМИ и в экспертной среде - результат неграмотности или стремления к саморекламе, считает ученый.
С последним утверждением согласен президент Международной академии общественного развития Борис Минин, который отметил, что обсуждаемая проблема - «дутая», и поднимается она теми, «кто хочет задействовать государственный аппарат в своих целях». Ему категорически возразила депутат Мосгордумы Людмила Стебенкова, которая считает проблему сект реальной и болезненной. Она назвала два безусловных признака секты: «ограничение свободы людей и нещадная эксплуатация адептов». Не все согласились с выступавшей, но она настаивала на необходимости внесения существенных изменений не только в столичное, но и в федеральное законодательство, что позволило бы на законной основе «не пущать». Предложение выйти на федеральный уровень поддержали и другие участники слушаний.
Ключевую роль в антисектантской работе депутат Михаил Москвин-Тарханов отводит «хорошему образованию», которое должно быть светским и «историчным» - именно это «позволит отсеять тот бред, который несут разные шарлатаны». О роли религиозного просвещения в духе толерантности говорила также член Молодежной палаты при Мосгордуме Ольга Скопинцева, представитель московского департамента образования Наталья Ершова. Ведение слушаний жестко регламентировалось, далеко не все желающие смогли выступить. В дискуссии прозвучали краткие реплики ответственного секретаря РАЦИРС, священника Льва Семенова, психиатра из Института Сербского Николая Вострокнутова, члена Общественной палаты Камилжана Каландарова, юриста Кирилла Писенко, сопредседателя Института свободы совести Сергея Мозгового и других.