Москва, 28 марта 2007 г.
Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата поддерживает общественную дискуссию по правам человека, при этом придавая особое значение вопросам религиозной свободы. Вклад в эту дискуссию призваны вносить все здоровые общественные силы, объединенные общим желанием способствовать созиданию межрелигиозного, межнационального и гражданского мира, а также развитию правосознания в нашей стране. Поэтому мы считаем весьма полезным проведение мероприятий, направленных на всестороннее и непредвзятое обсуждение вопросов свободы религии и прав человека. В условиях многообразия взглядов на права человека особенно важно четкое понимание позиций друг друга.
7 декабря в Москве состоялась научно-практическая конференция «Свобода религии и права человека», организованная Евразийским отделением Международной ассоциации религиозной свободы. Мы с удовлетворением воспринимаем положение заявления конференции, говорящее о «контрпродуктивности противопоставления прав человека и нравственной ответственности личности». Нами неоднократно подчеркивалось, что институт прав человека должен быть органически связан с нравственной ответственностью личности. Именно нравственная ответственность ставит свободу личности на службу самому человеку. Попытки исключить нравственную ответственность из механизма обеспечения человеческой свободы приводят некоторые общества в состояние кризиса, деградации и конфликта ценностей. Мы последовательно осуждаем подобные действия. Как правильно замечено в заявлении, «только свободный человек может сделать ответственный нравственный выбор», равно как только нравственный человек может сделать свободный выбор вообще. Это вполне сочетается со словами Господа Иисуса Христа: «Всякий, делающий грех, есть раб греха» (Ин. 8. 34). Выбор тех, кто не имеет понятия о нравственности, не может быть свободен хотя бы потому, что он неосознан и безответствен.
В заявлении справедливо отмечено, что «нравственная ответственность личности помогает правильно определить те границы, в рамках которых осуществление прав и свобод человека не нарушает права и свободы других лиц». Более того, нравственная ответственность помогает человеку заботиться не только о правах и свободах окружающих, которые призван охранять закон, но и не совершать действий, противных многовековым богоданным нравственным представлением, которые напрямую в законе могут быть и не закреплены.
Документ также подчеркивает роль религиозных организаций в воспитании граждан, «сочетающих уважение к закону и правам человека с &высокой нравственностью». Общеизвестно, что религиозное определение нравственности - а только таким могут оперировать религиозные общины - немыслимо без понятия греха и его богословского понимания. Эти понятия весьма отличаются в различных религиях. Поэтому неясно, с каких «непредвзятых позиций» в заявлении рекомендуется изучать основы мировых религий. Если это предполагается делать с позиций человека неверующего, тогда нет никакого смысла заявлять о воспитательной роли религии. А если речь действительно о том, чтобы предложить религиозную мотивацию как основу нравственной ответственности, то учащиеся должны получить возможность по свободному выбору изучать ту религиозную культуру, к которой они испытывают интерес и которой придерживаются в их семьях.
Надо заметить, что именно нравственная ответственность, построенная на религиозном чувстве, способствовала мирному сосуществованию различных религиозных общин в дореволюционной России. Разумеется, право вести богословские и мировоззренческие споры незыблемо для каждой религии и не имеет ничего общего с «пропагандой превосходства и исключительности». Но в те времена реализация этого права никогда не превращались в «карикатурные скандалы», оскорбительные выставки и другие действия, вызванные недостатком религиозной культуры и нравственной ответственности. Поэтому мы присоединяемся к требованию авторов заявления «исключить злоупотребление возможностями СМИ» для разрушения межрелигиозного мира.
Считаем важным присутствующую в заявлении апелляцию к Декларации принципов толерантности, принятой на 28 сессии Генеральной конференции Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) 25 ноября - 16 октября 1995 года. Ряд положений этого документа вполне применимы в ходе дискуссии по правам человека. В частности, мы полностью солидарны с требованием п. 4.3., согласно которому «воспитание в духе терпимости& должно способствовать формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях». Надо заметить, что именно свободный доступ к собственной религиозной культуре позволяет выносить суждения и совершать поступки, основанные на нравственных ценностях. Ведь религиозная культура дает представление о моральных нормах, нравственно ориентирующих человека, а не носящих относительный, ситуативный характер. Эту мотивацию сложно переоценить и в деле борьбы с нетерпимостью и ксенофобией. Вот почему в «Программе действий в продолжение мероприятий Года ООН, посвященного терпимости» (1995 год), принятой на 23 пленарном заседании Генеральной конференции ЮНЕСКО 15 ноября 1993 года, к числу факторов, приводящих к возникновению нетерпимости, среди прочего, отнесены разрушение семьи и утрата традиционных ценностей.
Выражаем надежду, что продолжающаяся дискуссия по правам человека будет иметь благоприятные последствия для всего общества, будучи направлена на построение эффективной системы обеспечения достоинства человеческой личности.
С
уважениемПредседатель
Отдела внешних церковных связей
Московского Патриархата
митрополит Смоленский и
Калининградский Кирилл
Подпишитесь на рассылку Православие.Ru
Рассылка выходит два раза в неделю:
- Православный календарь на каждый день.
- Новые книги издательства «Вольный странник».
- Анонсы предстоящих мероприятий.