Москва, 28 мая 2007 г.
Московский Патриархат намерен отстаивать собственную позицию при обсуждении вопроса о первенстве Римского папы в христианском мире в ходе второго заседания смешанной православно-католической богословской комиссии, которое пройдет в октябре в итальянском городе Равенна.
«Наш основной тезис: примат в Церкви необходим, в том числе и на вселенском уровне, но на уровне Вселенской Церкви это не может быть примат юрисдикции — это может быть только первенство чести», — заявил «Интерфаксу» представитель Русской Православной Церкви при европейских организациях епископ Венский и Австрийский Иларион.
По его словам, для Московского Патриархата в этом вопросе «никаких компромиссов быть не может». Самой целью богословского диалога является отнюдь не достижение компромисса, но определение изначального понимания первенства Римского епископа в древней, неразделенной Церкви, отметил владыка.
«Исторически примат Римского епископа в христианской Церкви был, с нашей точки зрения, приматом чести, а не юрисдикции. То есть юрисдикция папы Римского никогда не распространялась на все Церкви», — подчеркнул епископ Иларион.
Он напомнил, что во втором тысячелетии папа Римский стал «де факто «патриархом Запада», тогда как на Востоке Церковь возглавляли четыре Патриарха Поместных Православных Церквей.
После разрыва с Римом первенство чести в православном мире «как бы автоматически перешло к Константинополю, хотя все древние каноны усваивают Константинопольскому епископу второе место после Римского, ни в одном каноне не говорится о первенстве Константинополя», отметил епископ.
«Мы воспринимаем его (первенство Константинополя) исключительно как первенство чести, тогда как сам Константинопольский престол иной раз склонен толковать это первенство расширительно. Вот вокруг этих вопросов и будут, как я полагаю, возникать основные трудности», — сказал владыка Иларион.
Московский Патриархат, по словам его представителя, в настоящее время готовит специальный документ, который будет отражать официальную точку зрения Русской Православной Церкви по вопросу о примате во Вселенской Церкви вообще и о приматах Римского и Константинопольского епископов, в частности.