Москва, 13 июня 2007 г.
Распространение идей исламского экстремизма и нетерпимости к инаковерующим происходит сегодня во многих российских регионах, считает исламовед Роман Силантьев, сообщает агентство Интерфакс-Религия
"Сейчас в России идет процесс подмены традиционного ислама "модернизированным" в русле ваххабизма. Люди зачастую следуют идеологемам ваххабизма, будучи уверенными, что исповедуют традиционный ислам", - заявил Р.Силантьев в интервью еженедельнику "Наше время".
По данным ученого, если прежде крупные ваххабитские анклавы были в Дагестане, Чечне и Карачаево-Черкесии, то теперь "налицо расползание ваххабитской заразы с территории Чечни на весь Северный Кавказ и даже на руссконаселенное Ставрополье".
Кроме того, добавил Р.Силантьев, "ваххабитские очаги" постепенно появляются в городах и регионах с традиционным меньшинством исламского населения - на Сахалине, Оренбуржье, в городах Ямало-Ненецкого округа, в Санкт-Петербурге, Томске, Омске, Чите и Петропавловске-Камчатском.
"В Мордовии и Пензенской области появились целые ваххабитские села, а в Олонецком районе Карелии они (ваххабиты - "ИФ") попытались обложить данью православные приходы", - утверждает эксперт.
Современное исламское сообщество России, на его взгляд, находится в "состояние глубочайшего кризиса", пути выхода из которого пока не обозначены. При этом российская умма "начинает мутировать" в сторону постепенного стирания границы между традиционными и нетрадиционными мусульманами.
"Ваххабиты пытались вооруженным путем насадить свои взгляды - не удалось. Тогда они сменили тактику, установив контроль над большей частью исламских СМИ, значительной частью издательств", - сообщил Р.Силантьев.
По его данным, большая часть существующей в России литературы на исламскую тематику, в первую очередь - дешевые брошюры об основах ислама, переведена на русский язык и "растиражирована саудовскими и кувейтскими проваххабитскими фондами", при этом "призывы к несоблюдению законов неисламских государств - наиболее безобидные цитаты из них".