Москва, 23 июля 2007 г.
Бронепалубный крейсер с водоизмещением 6500 тонн, построенный в Филадельфии по заказу русского правительства, спустили на воду 19 октября 1899 года. В те времена «Варяг» был самым скоростным крейсером и отличался высоким расположением артиллерии на верхней палубе. В 1904 году, в самом начале Русско-японской войны, «Варяг» принял неравный бой с японской эскадрой. Сильно поврежденный, он вернулся в гавань, где русские моряки его затопили.
«Через год японцы подняли судно, — рассказывает военный историк Виктор Катаев. — В марте 1916 года Россия выкупила крейсер для укрепления флотилии Северного Ледовитого океана, а в начале 1917 года отправила корабль на починку в Англию. Ремонтные работы оценили в 320 000 фунтов стерлингов. У советского правительства таких средств не было, и «Варяг» поступил в британский флот — «за долги Российской империи». Через три года при буксировке в Германию — на металлолом — крейсер затонул у шотландских берегов».
Здесь память о легендарном корабле будет увековечена в бронзе, сообщает журнал «National Geographic-Россия».