Православный календарьПравославный календарь
Как Бог через людей мне помогал в самых трудных жизненных обстоятельствах
Алексей Петрович Арцыбушев
Я принял решение: пусть я здесь, в этом ящике, должен умереть, но только чтобы из-за меня никто не сел.
«Фолк-кэмп», или Две недели погружения в фольклор
Арсений Симатов
Чем больше соотечественников станут причастны к нашей традиционной культуре, тем крепче надежда, что русский народ продолжит свое бытие на земле.
«Христианство самодостаточно и не нуждается в каких-то особых формах и начинках»
Мон. Софроний (Вишняк)
Мы не доверяем Церкви – столпу и утверждению истины – и излишне оптимистично смотрим на человеческие возможности познания.
«Человеческая душа жива лишь тогда, когда ищет Бога»
Митрополиту Тихону — 65!
«Чаёк с мощами»
Произносил ли старец Николай Гурьянов слова «мощей нет, их сожгли» про останки Царской семьи?
То, что сейчас преподается нам как откровение старца Николая, на самом деле является некими духовными фантазиями рабы Божией Нины, которую никто никогда не видел.
Антрополатрия в эпоху постмодерна, или О «богообщении» прот. Вячеслава Рубского
Прот. Вадим Леонов
Предлагается радикальная смена религиозной парадигмы – перейти от взаимодействия с Богом к взаимодействию с людьми и самим собой.
Ответ прот. Вячеславу Рубскому: достоинства «нового платья короля»
Прот. Вадим Леонов
В нашей дискуссии я обращаюсь к о. Вячеславу как православный священник к православному священнику.
Доктор
Марина Поздеева
Столичный доктор лечил лучше здешних лекарей. Поднимались на ноги те, кто и не надеялся… А денег не брал.
Как бывший ректор Пятидесятнической семинарии принес Православие в Пуэрто Рико
Свящ. Григорий Юстиниано
Я так плакал, что мои очки были полны слез. Это были смесь счастья и святости – того, что я давно искал.
О русском духовенстве накануне революции
Воспоминания свт. Мардария Ускоковича
В первые месяцы русской революции во многих епархиях происходил феномен, на первый взгляд казавшийся удивительным. Священники собирались излить ярость на своих архиереев. Мне не раз пришлось наблюдать подобные сцены, но меня это не удивляло.

Международная группа активистов продолжает возвращения Церкви константинопольского собора Святой Софии

Афины, 25 июля 2007 г.

Возвращения первоначального статуса церкви Святой Софии в Стамбуле, превращенной в XX веке в музей, добивается международная группа активистов.

«Мы считаем, что в настоящее время святость этого места нарушается. Святая София всегда была церковью, в ней не может существовать ни мечеть, ни музей», — сказал РИА «Новости» глава группы «Совет по освобождению Святой Софии» (Free Agia Sophia Council), ветеран американской политики Крис Спиру (Chris Spirou).

Споры о статусе шедевра византийской архитектуры ведутся не первое десятилетие. Святая София была построена в VI веке нашей эры как церковь, в середине XV века была превращена завоевателями-турками в мечеть, а в ХХ веке стала музеем.

Лидер группы «Совет по освобождению» Крис Спиру иммигрировал из Греции в США подростком в 50-е годы. Там он занялся политикой, баллотировался в губернаторы штата Нью-Гэмпшир, неоднократно возглавлял демократов Нью-Гемпшира и принимал активное участие в предвыборных кампаниях всех демократических кандидатов на пост президента США от Джимми Картера до Альберта Гора.

Пока что главным результатом деятельности Спиру в защиту церковного статуса Святой Софии стали слушания по этому вопросу в Совете по правам человека при Конгрессе США (Congressional Human Rights Caucus).

Эти слушания проходят в Конгрессе с июня этого года и, как рассчитывает Спиру, должны привести к резолюции, поддерживающей его требования.

«Если власти превратили святую церковь во что-то другое и нарушили права верующих, они рано или поздно будут осуждены общественным мнением», — считает Спиру.

Впрочем, он не склонен вдаваться в вопрос, следует ли, например, возвратить Парфенон современным язычникам или христианам (на протяжении тысячи с лишним лет Парфенон был церковью), или мусульманам (здесь также была мечеть), или все-таки оставить музеем, как сейчас.

По мнению Спиру, в случае со святой Софией, в отличие от других памятников, «вопрос совершенно ясный — Святая София никогда не была мечетью, поскольку в мечеть ее превратили насильственно после завоевания Константинополя в 1453 году турками».

Одновременно Спиру признает, что музейный статус Софии, сделал более доступным для обозрения сокровища церкви (в частности, архитектурное убранство и знаменитые мозаики). Но при этом отказывается признать статус музея удовлетворительным.

На его взгляд, Святая София — «матерь-церковь» для всех христиан, и именно поэтому там следует возобновить службы. Он также рассчитывает, что и мусульмане Турции могут принять такой вариант, поскольку ислам разрешает верующим молиться в христианских храмах.

Спиру подчеркивает свою независимость от интересов Православной Церкви.

Он настаивает, что вопрос о статусе Святой Софии — это вопрос прав человека, а не только церковной или политической жизни.

Организация, возглавляемая Спиру, имеет отделения в США и Греции, планируя распространить свою деятельность на другие страны, в том числе и на Россию. «Для нас поддержка россиян очень важна», — говорят в организации, которая уже насчитывает сотни членов.

Организация старается не ассоциировать себя с Грецией и заявляет, что не поддерживает отношений с правительством какой-либо страны.

Совет дистанцируется и от раскрученной в Интернете инициативы по сбору подписей за то, чтобы вновь сделать Святую Софию церковью. Организаторы Интернет-голосования заявили, что собрали сотни тысяч подписей под своей петицией.

«Это во всех отношениях вредная инициатива. Подписи планируется сдавать в Совет Европы, который такие петиции не принимает. Кто и как подсчитывает голоса, непонятно. Кроме того, организаторы голосования пытаются угрожать Турции и ставить ей ультиматумы, увязывая ее вступление в ЕС с вопросом о Святой Софии. Это неправильно. На Турцию следует не давить, а убеждать турецкое общественное мнение», — говорит один из представителей «Совета по освобождению Святой Софии».

Пока члены Совета сосредоточились на убеждении американского общественного мнения при помощи слушаний в Конгрессе. Как заявил влиятельный конгрессмен Том Лантос (Tom Lantos), «ситуация вокруг Святой Софии — один из наиболее важных вопросов, которые когда-либо рассматривались в Совете по правам человека при Конгрессе США».

Православный храм Святой Софии — Премудрости Божией был построен в Константинополе (ныне Стамбул) в VI веке при византийском императоре Юстиниане. На протяжении многих столетий Святая София была главным храмом Византийской империи. В 1453 году султан Мехмед II Завоеватель, сразу же после взятия Константинополя, велел обустроить в церкви мечеть.

Святая София была главной мечетью столицы Османской империи на протяжении почти пяти веков. В 1935 году основатель современного турецкого государства Мустафа Кемаль Ататюрк распорядился сделать Святую Софию музеем.

Святая София является признанным шедевром средневекового зодчества. Ее огромный купол диаметром в 31 метр на протяжении многих веков восхищал путешественников, а сама церковь на протяжении примерно тысячи лет была самым высоким зданием в мире, не считая египетских пирамид. Церковь украшена бесценными мозаиками, которые считаются наиболее значительными примерами византийской монументальной живописи.

РИА «Новости»/Патриархия.ru

26 июля 2007 г.

Рейтинг: 8.8 Голосов: 8 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×