Москва, 4 сентября 2007 г.
В Московском Патриархате критикуют подход в сфере школьного образования, исключающий задачу воспитания учащихся и привития им духовно-нравственных ценностей.
Накануне в одной из российских газет была опубликована статья ректора Института проблем образовательной политики "Эврика", члена Общественной палаты РФ Александра Адамского, в которой он утверждает, что сегодняшнего ребенка невозможно готовить к жизни, "потому что мы не знаем, какими будут производственные, социальные, политические отношения между людьми через три-пять лет".
Комментируя мнение автора, замглавы Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерей Всеволод Чаплин заявил "Интерфаксу" во вторник, что "сказанное еще раз подтверждает неправоту педагогов, объявивших себя новаторами в 1980-1990-е годы".
"Действительно, пытаться навязывать школьникам идеи модерна и постмодерна - это устаревший подход. В период постпостмодерна, постсекуляризма центральное значение в жизни общества приобретают нравственные ценности, которые оставались и остаются неизменными - что в Древнем Риме, что в средневековой Европе, что в Советском Союзе, что в нынешней России", - отметил священник.
По его словам, основные нравственные ценности не меняются, "и это показывает весь ход истории". "Попытка заменить их на некое новое мировоззрение повторялась практически каждый век и всегда была посрамлена жизнью", - заметил отец Всеволод.
Он также заявил, что хотел бы спросить А.Адамского, как тот относится к таким задачам образования, как "воспитание воина, готового отдать жизнь за Родину, борьба школы с такими разрушительными пороками, как пьянство, наркомания, разврат, насилие, преступность, межнациональная вражда, лень; считает ли он вообще, что школа должна не только давать информацию, но и воспитывать".
"Ведь, между прочим, мы знаем, что общество, где воспитание решили отвергнуть, очень быстро приходило к полному историческому упадку", - сказал собеседник агентства.
"Господин Адамский пишет: либо стандарт, либо добровольность, совмещение невозможно. Похоже, что новаторство нашего оппонента сводится к возвращению в советские времена", - отметил отец Всеволод.
По его словам, во всем мире есть предметы по выбору, которые являются частью программы и могут стоять в сетке часов "хоть утром, хоть в середине дня, хоть в его конце", но предполагают выбор между несколькими вариантами: "это и языки, и углубленное изучение того или иного предмета, почти во всех странах Европы это разные варианты предметов, касающихся религии и этики".
"Именно такое преподавание мировоззренческих предметов, по моему глубокому убеждению, может и будет работать в России", - сказал священник.
Говоря об "Основах православной культуры", он напомнил, что речь идет не о новом предмете, "а о предмете, который преподается во многих регионах более десяти лет, и сама жизнь доказала его право на существование".
Отец Всеволод также отметил, что А.Адамский "сам себе противоречит", когда в своей статье выступает "против введения новых предметов в школьную программу, в то время как еще недавно он призывал к обязательному изучению предмета "Религии мира".
"А это действительно эксперимент, к тому же уже сейчас негативно воспринимаемый верующими семьями, потому что в учебнике "Религии мира" оценка возникновения религии, ее развития, ее общественной роли дается с позитивистских, материалистических позиций, вступающих в противоречие с мировоззрением верующего ребенка", - подчеркнул он.
Касаясь места в статье А.Адамского, где тот пишет: "если мы хотим отвратить детей от веры.., надо ввести в обязательном порядке уроки основ одной религиозной культуры в каждой российской школе", священник заявил, что "в обязательном порядке вводить ничего и не надо, в том числе учебник "Религии мира" или пропаганду в школе безрелигиозного мировоззрения".
Однако, по мнению отца Всеволода, если следовать логике А.Адамского, то "вообще все обязательные уроки нужно отменить и предоставить ребенку возможность, как он говорит, определиться потом, как ему самореализоваться".
"То, что предлагает господин Адамский, - это утопия. Всегда родители передают детям свой опыт и убеждения как императив. Педагогика, построенная по принципу: что ребенку по приколу, то и хорошо, является самоубийственной для общества и самого учащегося", - подчеркнул он.
В заключение представитель Русской Церкви призвал "очень серьезно" поставить вопрос о том, "почему причудливые взгляды господина Адамского пропагандируются через государственно-педагогическую систему и почему его институт в обход такого авторитетного учреждения, как Российская академия образования, несоразмерно влияет на политику министерства образования и науки".