Москва, 14 сентября 2007 г.
В Русской Православной Церкви выступили в поддержку европейской модели, которая предполагает добровольное преподавание знаний о религии в школе с учетом мнения различных мировоззренческих групп.
"Я лично тоже считаю, что вводить обязательное изучение предметов по религиозной тематике не надо, в том числе и тех предметов, которые говорят о религии скептически, воспринимая ее лишь как некий придуманный людьми, сугубо социальный феномен", - заявил "Интерфаксу" в пятницу замглавы Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерей Всеволод Чаплин.
Точно так же, по его мнению, "нельзя заставить человека быть верующим против его воли, ведь так не поступает даже сам Бог, создавший человека свободным".
Добровольное же изучение религий, в том числе при государственной поддержке, "почти нигде в мире не воспринимается как нарушение принципа светскости государства", отметил священник.
Так он прокомментировал слова президента РФ Владимира Путина, который накануне заявил, что приказом сверху нельзя вводить обязательное изучение в школах предметов "по религиозной тематике", и призвал найти приемлемую для всего общества форму воспитания детей в духе традиционных религий.
При этом отец Всеволод выразил мнение, что найти такую форму подобного воспитания, которая была бы приемлема абсолютно для всех, "вряд ли возможно в принципе". "На мой взгляд, нельзя не учитывать, что большинство общества - за такое воспитание, но некоторая часть элиты - против", - констатировал священник.
Есть, по его словам, и такие люди, которые вообще считают, что "воспитание в школе не нужно и мораль, а тем более вера, опасна".
"Эти люди пытаются насадить в школе мировоззрение безграничной свободы, потребительства, утилитарного отношения к знаниям. Это мировоззрение подчас пренебрегает моральными принципами и даже объявляет их ненужными. А потому оно противоположно взглядам верующих людей, которые, конечно, с его привитием в школе никогда не согласятся", - подчеркнул отец Всеволод.
Он отметил, что в обществе есть разные мировоззренческие группы, и школа "не может и не должна чесать их всех под одну гребенку".
"Поэтому, на мой взгляд, лучшей для России была бы наиболее распространенная в Европе модель: согласно ей, люди разных религий и мировоззрений образуют в школьной системе группы, где дается воспитание именно в духе их мировоззрения. Естественно, делается это по свободному выбору. Наличие таких групп не разделяет людей, а сглаживает общественные противоречия. Разделяет как раз попытка навязать что-либо людям помимо их воли", - подытожил собеседник агентства.