Завершилась первая конференция, посвященная осмыслению трудов митрополита Антония Сурожского

Москва, 1 октября 2007 г.

Первая международная конференция, посвященная осмыслению наследия митрополита Антония Сурожского (1914-2003), завершила свою работу 30 сентября в Москве, в библиотеке-центре «Русское Зарубежье». Проходивонференцию,  организовали фонд «Духовное наследие митрополита Антония Сурожского» и БФРЗ. В форуме приняли участие священнослужители и миряне из России, стран Европы и СНГ, сообщает Благовест-инфо.

Открывший конференцию директор БФРЗ Виктор Москвин обозначил ее задачи: выявить контуры учения митрополита Антония и понять, «что нам делать без него и что он ждет от нас». Докладчики затронули самый широкий круг тем: опыт молитвы и богословскую мысль митрополита Антония, его вклад в  христианские аспекты психологии, медицины, естественных наук, его влияние на различные области современной культуры.

Приветственное обращение от председателя Синодальной богословской комиссии, Патриаршего экзарха всея Белоруссии, митрополита Минского и Слуцкого Филарета (Вахромеева) зачитал сотрудник богословской комиссии Александр Кырлежев. В послании отмечается, что митрополит Антоний был «одним из столпов Русского церковного зарубежья». Однако он «не только хранил верность своей Церкви, …но использовал любые возможности, чтобы деятельно участвовать в церковной жизни в Отечестве: он внес значительный вклад в процессы духовного пробуждения и возрождения еще в те годы, когда наша Церковь находилась в весьма стесненных внешних условиях». Митрополит Филарет имеет в виду не только его проповеди, которые распространялись в записях, но и «его живое присутствие: участие в церковных соборах, посещение духовных школ, лично общение с верующими». Отмечены также особые заслуги митрополита Антония в деле христианской проповеди в Европе, где он «долгие годы выполнял миссию православного свидетельства, в том числе – в контексте межхристианского взаимодействия».

Говоря о значении богословского наследия митрополита Антония, митрополит Филарет отмечает следующие особенности: редкий дар «исполненного духовной силы проникновенного слова»; верность «духу древнего церковного предания» в сочетании с поисками путей «свидетельства человеку нашего времени», не только верующему, но и находящемуся на пути к вере и Церкви. По словам автора послания, богословские размышления Сурожского архиерея – «весьма ценный источник богословских прозрений и духовных замечаний». Еще одна важная его черта, которая «может служить примером», -- это «подлинная церковная культура»: «Он жил в средоточии современной цивилизации и при этом был устроителем Церкви… Он глубоко понимал сам строй жизни Церкви и всегда чувствовал свою связь со всем церковным телом». Митрополит Антоний являет образ христианина, «устремленного к высшей цели в единстве и общении с другими – ближними и дальними», заключил Патриарший экзарх.

Многие из выступавших говорили о личном опыте встреч с митрополитом Антонием. Так, протоиерей Стефан Хедли исповедовался у митрополита Антония в течение 35 лет, а также сослужил с ним в Париже. Священник подробно рассказал о митрополите Антонии как духовнике, который имел особый дар устанавливать общение с человеком, но «не столько на почве дружбы, сколько на почве глубокой церковности». «Митрополит Антоний всегда отождествлял себя со страдающими людьми, но никогда не указывал, как они должны поступать, советовал в молитве искать ответ у Бога». О. Стефан приводил много конкретных примеров, разъясняя особенности богослужения в Лондонском соборе, отношение владыки к молчанию как возможности личной встречи с Богом, даже к безумным и самоубийцам. Говоря о самых сложных духовных вещах, митрополит Антоний всегда «излагал «просто христианство» (по выражению любимого им К.С. Льюиса), но без всякого упрощения», отметил докладчик. Он подчеркнул, что митрополит Антоний был «подлинным епископом»: «шел в ногу со временем, ничего не изменяя в Христовом учении».

Протоиерей Сергий Овсянников, настоятель Свято-Никольского прихода в Амстердаме, был рукоположен в священный сан митрополитом Антонием, сослужил с ним и исповедовался у него. Он также говорил об «особом умении» владыки совершать таинство исповеди: «В исповеди любая проблема приобретала иной статус – исповедь становилась зеркалом, в котором человек видел сам себя в свете Христа, который всегда присутствовал в этом общении третьим», -- вспоминал о. Сергий. Для него главный урок аскетического делания митрополита Антония – в его умении и призыве быть «здесь и сейчас», благодарно и молитвенно ощущая себя  каждый миг в присутствии Божием. В этом – величие митрополита Антония, но не в смысле «мемориальной доски на века», а в смысле «целостности жизни, умения не опускаться до мелочей, до раздробленности, отстраняться от суеты».

Близким по духу к данному докладу было эссе о «богословии дружбы», которое представил Дмитрий Строцев, опиравшийся на опыт личных встреч с митрополитом Антонием. С большим интересом было встречено также еще одно личное свидетельство – православной англичанки Джилиан Кроу – духовной дочери и соработницы митрополита Антония в епархиальном совете. Называя его «апостолом для англичан», она показала, как митрополит Антоний духовно руководил пожелавшими обратиться в православие англичанами: открыто, доверительно, уважительно, но предостерегая их от увлеченности только внешней стороной православия и русской культурой, а также – самим собой. Именно поэтому «испытательный срок» для таких кандидатов длился иногда до 4 лет, при этом митрополит Антоний не жалел времени на регулярные личные встречи и беседы.

Автор доклада также подробно останавливается на епископском служении митрополита Антония, называя его «епископ-священник». На многочисленных примерах она показала, что «епископский сан для него означало служить, а не управлять»: митрополит Антоний не имел ни резиденции, ни канцелярии, жил в домике при соборе, заодно исполняя должность смотрителя, следил за храмовым садиком, но кроме того – разделял работу в епархиальном совете с мирянами, лично отвечал на письма со всего света, бесконечно общался со всеми нуждающимися. Дж. Кроу вспомнила, что он очень не любил обращения «Ваше высокопреосвященство», до конца дней предпочитая ему просто «отец Антоний». От многих других епископов его также отличают постоянные призывы к минимальному уровню комфорта в церковном быту, требование, чтобы епископские зарплаты были меньше зарплат женатых приходских священников, особое внимание к частной исповеди и многое другое.

В рамках конференции состоялся круглый стол на тему «Контуры учения митрополита Антония», участники которого – протоиерей Сергий Овсянников, протодиакон Петр Скорер, Анна Шмаина-Великанова, поэт Ольга Седакова, режиссер Валентина Матвеева и другие – отмечали, что митрополит Антоний не создал какого-то уникального, «пионерского» учения, предостерегая от «изготовления классика» (о. Сергий). Все вспоминали о встречах с владыкой, об общении с ним и об особенностях его подхода к каждому человеку, в котором (подходе) «максимальная требовательность» сочеталась с «полным пониманием и состраданием».  

В последний день работы конференции ее участники поделились своими соображениями о том, что конкретно можно сделать для позитивного осмысления наследия митрополита Антония.

Важности внимания к каждому конкретному человеку, к каждой личности, которое отличало покойного архиерея, были посвящены краткие выступления протоиереев Владимира Архипова из Московской епархии и Сергия Овсянникова из Амстердама.

По словам православной мирянки из Великобритании Ирины фон Шлиппе, одна из величайших заслуг митрополита Антония в том, что его трудами Сурожская епархия выросла «не как коллектив, а как община любви».

Также состоялся показ третьей части документального фильма Валентины Матвеевой «Апостол любви» о митрополите Антонии. Эта часть посвящена поездкам митрополита в Россию. После просмотра по инициативе Ирины фон Шлиппе был организован сбор денег, необходимых для продолжения работы над этим фильмом.

Завершила конференцию панихида по митрополиту Антонию, которую совершил в зале «Русского Зарубежья» прот. Сергий Овсянников и по окончании которой – в знак победы Христа над смертью – присутствующие пропели стихиры Пасхи.

1 октября 2007 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×