Москва, 10 октября 2007 г.
9 октября 2007 года начала работу XVIII Международная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета. Открытие конференции приурочено ко дню памяти св.апостола Иоанна Богослова и святителя Тихона, Патриарха Всероссийского, который является небесным покровителем ПСТГУ.
Ректор ПСТГУ протоиерей Владимир Воробьев зачитал на открытии форума приветствие председателя Синодальной Богословской Комиссии митрополита Минского и Слуцкого Филарета (Вахромеева). Патриарший экзарх отмечает широкий круг участников конференции из многих стран мира: России, Украины, Беларуси, Великобритании, Болгарии, Германии, Греции, Израиля, Италии, Ирландии, Румынии, США и Франции. «Такое международное научное сотрудничество является особенно важным для отечественной богословской науки», - говорится в послании.
Отмечается также, что в 2007 году исполняется 225 лет со дня рождения и 140 лет со дня кончины выдающегося богослова и иерарха святителя Филарета (Дроздова), митрополита Московского. К этим датам приурочена секция конференции «Святитель Филарет Московский: взгляд на рубеже веков», сообщает Благовест-инфо.
Первое пленарное заседание международной конференции, которая будет работать в течение трех дней, было посвящено теме «Взаимовлияние восточного и западного богословия». Преподаватель ПСТГУ священник Павел Ходзинский выступил с докладом «Восток и Запад в «русском синтезе» митрополита Филарета Московского». Анализ сочинений и проповедей митр.Филарета показал, что святитель творчески перерабатывал сочинения античных и современных ему западных авторов таким образом, что его «богословские прозрения» оказывались «неизмеримо глубже частной работы по преодолению западного мистицизма». Заочно полемизируя с теми, кто отказывает русскому богословию в самостоятельности, докладчик показывает, что в лице свт.Филарета «Русская Церковь обрела святителя вселенской значимости». Осуществленный им «русский синтез» позволяет о.Павлу сделать более общий вывод, касающийся характера разделения Церквей: «Восприимчивость русского богословия к Западу не есть следствие его собственной несамодостаточности, а наоборот, косвенное свидетельство того, что тысячу лет назад совершилось не разделение Церквей, а отделение Западной Церкви от Вселенской…». Доклад завершается своеобразной рекомендацией для собирательного «Запада»: «Если бы Запад захотел, то, всмотревшись в сделанное святителем, он мог бы в этом «зеркале» увидеть себя таким, каким его готова узнать и принять святая кафолическая Церковь».
Второй доклад на пленарном заседании был сделан гостем из Германии – профессор теологического факультета Университета г.Трир Вальтер Ойлер возглавляет Институт изучения наследия Николая Кузанского, которому и было посвящено выступление. Исследователь показал вклад знаменитого латинского философа и богослова XV в. в экклезиологию своего времени, отметив, что на его мировоззрение «наложила отпечаток его заинтересованность Восточной Церковью». Интересен анализ роли Николая Кузанского в острой дискуссии о приоритете в Церкви власти Папы или соборной власти, в подготовке Ферраро-Флорентийского собора: именно его Папа Евгений VI послал на переговоры в Константинополь о заключении унии между Западной и Восточной Церквами. Профессор В.Ойлер демонстрирует плодотворность рассмотрения мысли Николая Кузанского в перспективе восточного богословия. Заключение доклада выглядело как невольная полемика с предыдущим докладчиком: «Мы, христиане Запада и Востока, под различными углами смотрим на нашего общего Господа и Спасителя Иисуса Христа». Николай Кузанский советует «поменяться местами»; для современного экуменического диалога это означает: «всякий обмен между христианами Западной и Восточной Церкви помогает изменить перспективу, а вместе с тем приобрести и новые точки зрения», отметил немецкий исследователь.
Во время дискуссии протоиерей Валентин Асмус отметил, что учение Николая Кузанского оказало огромное влияние на русских философов и богословов. Но его богословское наследие еще предстоит исследовать. Профессор доктор Карл Христиан Фельми, пастор Лютеранской церкви в прошлом, крупнейший специалист в области истории и богословия христианского Востока, принявший крещение в Православной Церкви, отметил, что проблема взаимовлияния западного и восточного богословия сейчас очень актуальна. К. Саймон из Папского Восточного института (г. Рим) предложил более подробно остановиться на политических причинах разрыва унии. Сам Николай Кузанский не представлял ситуацию во всей полноте, поэтому мог выдвигать неверные оценки. Открытым остался вопрос о влиянии Марка Ефесского, не подписавшего унию, на взгляды Николая Кузанского. Участниками заседания было отмечено что, если бы деятельность Кузанца была подробно изучена восточными исследователями, с привлечением источников Восточной Церкви, то «белых пятен» в истории стало бы меньше.
Программа конференции обширна. 10 и 11 октября работа продолжится в следующих секциях: «Святитель Филарет Московский: взгляд на рубеже веков»; «Византийское богословие IX-XV вв.»; «Патрологические исследования в ХХ в.»; «Единство Церкви в историческом и каноническом аспектах»; «Протестантизм и Православие: поиск традиции и ее свидетельство»; «Проблемы философии религии и религиоведения» и др.