Москва, 10 октября 2007 г.
В Русской Православной Церкви надеются, что
призыв сочетать права человека с традиционными
духовно-нравственными ценностями, ставший
лейтмотивом выступлений Святейшего Патриарха
Московского и всея Руси Алексия II на минувшей
неделе во Франции, воспринят Западной
Европой.
«Западный мир (как религиозный, так и
светский) услышал ясное послание Святейшего
Патриарха Алексия и всей Русской Православной
Церкви», — сказал в интервью РИА
Новости по итогам визита зампредседателя Отдела
внешних церковных связей Московского Патриархата
протоиерей Всеволод Чаплин, сопровождавший
Предстоятеля Русской Церкви во время первого в
истории визита в Страсбург и Париж.
По его словам, это послание Русской Церкви
прозвучало «и в ходе выступления Святейшего
в ПАСЕ, и в его слове в соборе Нотр-Дам де Пари, и
в его телеобращении, и в многочисленных интервью,
и во всем облике Святейшего — открытом,
милосердном, в высшей степени культурном, но
одновременно выражающем твердую верность истине
Христовой», сообщает Патриархия.ru.
«На западе сегодня усиливается духовная
жажда. Мы с этой жаждой знакомы, поскольку более
70 лет наше общество жило без Бога при
тоталитаризме и при культе человека и науки,
который господствовал с 1960-х по 1980-е
годы», — отметил отец Всеволод.
Наше общество, добавил он, знает, что жизнь без
Бога приводит людей к отчаянию, растерянности и
несчастью, даже если есть деньги, оружие, власть и
«вроде бы гарантированное
будущее».
«Вечные нравственные ценности никогда не
устаревают. Их нельзя объявить частью прошлого.
Они потому и называются вечными, что будущего без
них быть не может, оно превратится в небытие, в
погибель», — убежден собеседник
агентства.
«Вот обо всем этом очень нужно было сказать
западному миру — и Святейший Патриарх
блестяще это сказал, ясно, честно, без сложных
умопостроений, за которыми обычно скрывают
ложь», — резюмировал замглавы
ОВЦС.
Как очевидец священнослужитель признал, что
«многие, особенно либеральные политики
старшего поколения», не соглашаются с
позицией Русской Церкви. «Что ж, насильно
мил не будешь. Но время работает не на них и их
монополия на политику и общественную дискуссию
заканчивается», — считает
представитель Московского Патриархата.
«Странно в ответ на сильные и новые
аргументы слышать что-то вроде «будет так,
как мы считаем, и точка». Такого рода
аргументация не живет долго», —
добавил он.
Отвечая на вопрос о том, какое значение Русская
Православня Церковь придает зарубежным поездкам
своего предстоятеля в целом, Чаплин напомнил, что
Святейший Патриарх Алексий «довольно
регулярно» совершает визиты в разные страны.
В частности, он бывал в Великобритании, Германии,
Австрии, США, Японии, странах Ближнего Востока,
Венгрии, Болгарии, Сербии, Азербайджане и ряде
других государств. Недавно посещал Латвию.
«Такие визиты, конечно, сближают
Православные Церкви, христиан разных конфессий,
сближают народы. Поэтому нужно отдать должное Его
Святейшеству за то, что он взял на себя труд
визита во Францию со столь насыщенной программой.
Это еще раз говорит об открытости предстоятеля к
общению с людьми, о готовности слышать разные
голоса, проявлять участие к тем, кто такого
участия ищет», — сказал отец
Всеволод.
По его словам, и в православных храмах, и на
приемах Святейший Патриарх «общался со
многими людьми, которые ощутили тепло и внимание
Предстоятеля».
Посещение Патриархом знаменитого католического
собора Нотр-Дам де Пари и православный молебен
перед хранящимся в этом соборе Терновым венцом
Христа, Чаплин назвал «мощным свидетельством
Православия во Франции».
«За православным богослужением
присутствовали тысячи людей, как в храме, так и
рядом с ним. Это были православные и католики. И
верующие Католической Церкви говорили мне, что с
особым чувством прикоснулись в этот день к
духовному богатству и мудрости Православия»,
— констатировал собеседник агентства.
Он напомнил, что богослужение совершалось
преимущественно на французском языке и освещалось
французскими и российскими телеканалами, так что
миллионы людей могли прикоснуться к таинственной
духовной жизни Православной Церкви.
Обвинений в прозелитизме (миссионерстве с целью
переманивания верующих) со стороны католиков
представитель Московского Патриархата не
слышал.
Отвечая на вопрос о том, стала ли после этого
визита более вероятной встреча Патриарха
Московского и всея Руси с Папой Римским, Чаплин
отметил, что любые контакты между верующими двух
конфессий «помогают менять к лучшему климат
в их отношениях — а значит, могут побудить
кого-то к скорейшему разрешению проблем,
уврачеванию язв, которые кровоточат».
«Исцелить эти раны, дать Церквам основу для
искреннего сотрудничества, которое должно прийти
на смену конкуренции, — вот что должна
ознаменовать собой встреча двух предстоятелей. Нам
нужно разрешить нелегкие проблемы», —
сказал представитель РПЦ.
Чтобы убедиться в том, что такие проблемы
существуют, по его словам, достаточно прочитать
материал в последнем номере газеты
«АиФ». «В нем рассказывается о
том, как верующие канонической Украинской
Православной Церкви на Западе Украины вынуждены
молиться в сараях или на улице и не имеют
возможности построить храмы», —
пояснил отец Всеволод.
Православные верующие, по его словам, продолжают
испытывать боль, когда видят, как «на пустом
месте, без сколько-нибудь заметного количества
верующих учреждаются униатские
епархии».
Вторая важнейшая проблема межцерковных отношений
заключается в миссионерской деятельности католиков
среди православных. «Православным верующим
трудно поверить в искренность католических
миссионеров, которые учат молиться по своему
обряду детей, крещеных в Православной Церкви и
происходящих из православных семей», —
сказал замглавы ОВЦС.
«Дай Бог, чтобы мы смогли преодолеть
существующие трудности, для того, чтобы вместе
свидетельствовать Европе и миру о христианских
ценностях, чего сегодня ожидают многие люди, как
на Западе, так и на Востоке», —
заключил представитель Московского
Патриархата.