Слово Святейшего Патриарха Алексия на концерте по случаю 90-летия восстановления Патриаршества в Русской Церкви в зале Церковных соборов в храме Христа Спасителя

19 ноября в зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя состоялся концерт, посвященный 90-летию восстановления Патриаршества в Русской Православной Церкви, сообщает Седмица.Ru. Открывая торжественный акт, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, обратился к собравшимся с предстоятельским словом.

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, многоуважаемый Дмитрий Анатольевич, уважаемые представители государственной власти, представители традиционных религий России, дорогие братья и сестры!

Девяносто лет назад в храме Христа Спасителя после Божественной Литургии свершилось судьбоносное событие – избрание Патриарха Московского и всея Руси. После двухсотлетнего перерыва в управлении Церковью «первым епископом» и передачи его полномочий созданному светской властью Синоду, на Престол Первосвятителей Московских был поставлен Святейший Патриарх Тихон, вошедший в историю как мудрый пастырь и мужественный исповедник.

Состоявшееся избрание одиннадцатого Патриарха спустя два столетия после насильственного упразднения Патриаршества царем Петром I, явилось главным историческим итогом Поместного Собора 1917-1918 годов.

Это событие, проходившее на переломном рубеже эпох, ознаменовало возвращение к каноническим нормам церковного управления и устройства и определило судьбы Православия в нашем Отечестве на протяжении всего ХХ века - исполненного противоречий и трагедий, ставшего горнилом «огненного искушения» (1 Пет. 4, 12) не только для Церкви, но и для всего нашего народа.

Значение Патриаршества для Русской Православной Церкви не исчерпывается лишь функциями церковного управления.

В 1589 году Патриаршество на Руси было учреждено решением русских архиереев, которое было подтверждено восточными православными Патриархами. Однако это было событие не только внутрицерковное, но и государственное, поскольку в нем сплелись как церковные, так и общенациональные интересы. Первосвятитель - духовный символ народного единства, печальник и ходатай за свою паству.

Так было на протяжении всего XVII века, явившего нам замечательные образы: пламенного патриота священномученика Патриарха Ермогена, а также опытного устроителя церковных дел и мудрого советника самодержавной власти - Патриарха Филарета.

В последующие два столетия несмотря на все трудности пережитые Церковью в период, когда императорская власть стремилась к осуществлению контроля над всеми сферами церковной жизни, Православие явило величайшие духовные достижения в тех областях, где государственная бюрократия была не всевластной.

XIX век — время расцвета старчества и духовного опыта русских монастырей, время подъема русской церковной науки, расширения сферы духовного образования. Это время святых преподобных Серафима Саровского и Оптинских старцев, великих миссионеров: Иннокентия Московского, Николая Японского, Макария Невского. Русская Церковь достойно прошла через этот неоднозначный период, сохранив живую веру, и дала христианскому миру в первые же годы жестокого атеистического гонения сотни и тысячи новых мучеников за веру, среди которых были и епископы, и рядовое духовенство, и монашествующие, и миряне.

Гонения на Церковь начались сразу после захвата в России власти большевиками, чье атеистическое мировоззрение приняло агрессивную форму богоборчества и террора против Церкви.

Устами святого Патриарха Тихона Церковь обличала гонителей веры и одновременно предостерегала своих чад от участия в братоубийственных политических распрях, противных христианскому духу.

Труды Первосвятителя не дали осуществиться планам разделения Русского Православия на противоборствующие группировки. Слова «Патриаршая Церковь» стали синонимом верности Христу и готовности пострадать за Него «даже до смерти» (Флп. 2, 8).

Именно святитель Тихон, чье понимание народной жизни было глубже любых политических предпочтений, сумел встать над политической борьбой и сохранить Церковь. Осуждая антирелигиозный террор, Патриарх уже весной 1918 года принял решение о невмешательстве Церкви в гражданскую войну, ибо его паства — православный народ — находилась по обе стороны противостояния.

Нелегок был выбор, перед которым оказался святитель Тихон, а впоследствии и его преемник - митрополит Сергий: это был выбор самой судьбы Русской Церкви: уйти ли ей в катакомбы, порвав с гонительницей-властью; или выстоять пред лицом господствующего зла, сохраняя легитимность своей иерархии, догматическую чистоту и самим своим зримым присутствием свидетельствуя, что она и есть в мире «столп и утверждение истины».

Митрополит, а впоследствии Патриарх Сергий выбрал последнее ради сохранения Церкви, поступая так по заповеди Христовой: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15,13).

Обладая глубоким пониманием происходящего, митрополит Сергий в двадцатые годы не поддался искушению апокалиптических настроений, царивших среди части русского духовенства и мирян. В своих обращениях к пастве он вместе со многими епископами писал о деснице Божией, неуклонно ведущей каждый народ к предназначенной ему цели. Эта глубокая вера в Божественный Промысел давала силы для преодоления суровых испытаний. Митрополит Сергий сознавал, что эти страшные времена не последние для Православия на Руси и что Церковь, когда Богу будет угодно, освободится, но для этого ее нужно сохранить. Чувство глубочайшей ответственности определяло его последовательную борьбу за единство Церкви Христовой.

Твердая вера в Промысел Божий питала патриотизм Русского Первоиерарха. В условиях господства пролетарского интернационализма в 1927 г., в своем послании митрополит Сергий употребил почти запрещенное тогда слово «Родина». Слова о Родине прозвучат и в послании митрополита Сергия, написанном им собственноручно 22 июня 1941 года, в первые часы войны, с призывом защитить страну.

Его патриотические воззвания давали ключ к пониманию духовного смысла борьбы с фашистской чумой. Фактически власть предержащие вынуждены были опираться именно на такую трактовку расстановки сил в войне. Внятный и авторитетный голос Предстоятеля оказался востребованным. С ним вынуждены были считаться. В 1943 году Русской Церковью был избран на Первосвятительское служение Патриарх Сергий. Сколько ему пришлось пережить в эти десятилетия, ведомо только одному Богу.

Его преемники по Патриаршему Престолу приняли это крестоношение. Святейший Патриарх Алексий I и Святейший Патриарх Пимен вступили после него на путь Престоятельства Церкви, хотя все еще и гонимой, и попираемой, однако сохраненной в ее канонической незыблемости и очищенной от расколов и внутренних распрей.

На рубеже 50-60-х годов в период так называемых «хрущевских» гонений, когда повсеместно закрывались храмы и упразднялись епархии, Святейший Патриарх Алексий всеми доступными способами пытался противостоять им.

Когда он увидел, что государственная политика по отношению к Церкви стала ужесточаться и фактически началось новое гонение, - решился даже на открытый протест, выступив с яркой апологетической речью на конференции советской общественности за разоружение 16 февраля 1960 года, где было сказано: «Что могут значить все усилия человеческого разума против христианства, если двух тысячелетняя история его говорит сама за себя, если все враждебные против него выпады предвидел Сам Христос и дал обетование непоколебимости Церкви, сказав, что и врата адовы не одолеют Церкви Его».

Люди, близко знавшие тринадцатого Патриарха Московского и всея Руси, неизменно отмечают его глубокую церковность, укорененность в традиционной православной культуре. О нём вполне можно сказать: «Он жил в Церкви, он дышал воздухом Церкви».

В годы предстоятельства Патриарха Алексия динамично развивались отношения с семьей братских Поместных Церквей, происходил поиск путей сотрудничества со всем христианским сообществом. Это помогло сохраниться многим святыням, выстоять перед лицом угрозы закрытия храмам и монастырям, получивших поддержку со стороны христианского мира.

В 60-70 годы наша Церковь вела активную миротворческую деятельность, стремясь к объединению усилий верующих всего мира в борьбе против «гонки вооружений» и преодоления состояния «холодной войны».

Четырнадцатым Патриархом после учреждения Патриаршества на Руси и четвертым после восстановления Патриаршества стал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен (Извеков).

В семидесятые годы Церковь продолжала испытывать давление со стороны власти, однако и в этих условиях, встречаясь со множеством проблем и искусственно создаваемых трудностей, она продолжала выполнять свою спасительную миссию.

Одним из главных стало для Святейшего Патриарха Пимена попечение о средоточии и сердцевине церковной жизни — о богослужении. В эти непростые годы Церкви удалось достичь определенных успехов в сфере обеспечения литургической деятельности храмов всем необходимым. Эту задачу удалось осуществить благодаря созданию художественно-производственного предприятия «Софрино».

Патриарху Пимену суждено было возглавить празднование знаменательного юбилея – 1000-летия Крещения Руси, накануне которого власти вернули Церкви древнейшую московскую обитель - Свято-Данилов монастырь. Началось общецерковное возрождение этой порушенной в прошлом святыни. В 1988 году в ней состоялись главные юбилейные торжества. С тех пор монастырь стал духовно-административным центром нашей Церкви.

В июне 1990 года состоялся Поместный Собор Русской Православной Церкви, перед которым стояла задача избрать нового пятнадцатого Предстоятеля Русской Церкви и определить основной вектор развития церковной жизни в новых социально-политических условиях.

Перед нами, архипастырями, духовенством и всей церковной Полнотой, стояли совершенно новые задачи, требовавшие принципиально новых подходов. Важнейшая среди них — сохранить единство Церкви в условиях распада Советского Союза, масштабного дезинтеграционного процесса, охватившего не только бывшие союзные республики, но и часть республик Российской Федерации. Необходимо было по-новому выстроить церковно-государственные отношения, укрепить позиции Православия в обществе.

В минувшие годы получила развитие система церковного управления, для лучшего пастырского попечения были открыты десятки новых епархий, восстанавливались и строились тысячи храмов в России, Украине, Белоруссии, Молдавии, прибалтийских республиках, странах Средней Азии, находящихся под юрисдикцией Московского Патриархата, вновь открывались монастыри, началось массовое издание православной литературы, миллионы новых прихожан заполняли и переполняли храмы. Эти процессы были столь масштабны и столь компактны по времени, что было принято говорить о новом Крещении Руси.

Как и прежде, Церковь наша проявляла пастырское попечение о наших соотечественниках, в рассеянии сущих. Созидались новые православные общины в странах Дальнего Зарубежья. Несмотря на возникающие сложности, как и прежде укреплялось православное единство на канонической основе и развивалось международное сотрудничество. Благословенным результатом непростого и длительного диалога стало восстановления канонического единства внутри Поместной Русской Православной Церкви – 17 мая сего года, в праздник Вознесения Господня, в Храме Христа Спасителя был подписан Акт и совершена первая совместная Божественная Литургия с иерархами Русской Зарубежной Церкви. Божией милостью многолетнее разделение было преодолено.

В наше время перед Русской Православной Церковью, прошедшей через испытания минувшего века, открываются новые перспективы и горизонты для спасительного служения людям. Современные конструктивные взаимоотношения с государством могут быть охарактеризованы как уважительный диалог, социальное партнерство, имеющее главной целью благо Отечества и наших сограждан. Такое сотрудничество между государством и Церковью благотворно сказывается на развитии всего нашего общества, и Церковь стала одним из значимых его институтов, его неотъемлемой частью, фактором стабильности межнациональных и межрелигиозных отношений. При этом она является хранительницей «живого и пребывающего вовек» (1 Пет. 1, 23) Слова Божия, и продолжает неустанно утверждать в общественном сознании принципы христианской нравственности, предостерегая от подмены прагматическими критериями «единого на потребу» (Лк. 10, 42).

Сегодня перед Православием предлежит огромное поле деятельности. К нам вновь обращен Божественный глас взывающий: «укрепляйся и мужайся и твори: не бойся, ниже страшися, зане Господь Бог … с тобою, не отступит от тебе, ниже оставит тя, дондеже совершиши ты все дело служения дому Господня» (1 Пар. 28, 20). Наши труды нужны ближним нашим, искусственно оторванным от многовековых традиций Православия и жаждущих услышать живое слово Истины. Нам предстоит осуществить еще много начинаний в области совершенствования миссионерства и катехизации, развития духовного и религиозного образования. И самое главное мы все должны сделать все возможное для сохранения и приумножения церковного единства, взращенного трудами и кровью мучеников и исповедников XX века.

Девяносто лет назад, обращаясь с посланием к пастве по случаю вступления на Патриарший престол, святитель Тихон молитвенно призывал: «Да возгорится пламя светоча вдохновения в Церкви Российской, да соберутся силы, расточенные в безвремении». Ныне, в иную историческую эпоху, слова первого Патриарха новейшего времени обретают свое реальное воплощение. Спасибо.

+ АЛЕКСИЙ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ

20 ноября 2007 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×