Москва, 16 января 2008 г.
В России отсутствует законодательная база для эффективного противодействия сектам, считает научный сотрудник Центра экстремальной психологии Психологического института Российской академии образования Ростислав Прокопишин.
"Противосектантские статьи - 282-я и 239-я - почти не работают. Дело в том, что в таких делах нужно проводить очень много психологических экспертиз. А в Центре экспертиз генеральной прокуратуры по такого рода уголовным делам сейчас запись на 2011 год, притом что "сроки давности" в таких делах максимум два года", - цитирует ИНТЕРФАКС интервью психолога "Российской газете".
Р.Прокопишин, который с 1996 по 2000 год работал в составе научной группы, проводившей экспертизу материалов уголовного дела японской секты "Аум Синрикё", отметил, что люди, которые попадают в секты, как правило находятся в состоянии "глобального социального или личного неблагополучия".
"Им реально плохо. Они не справляются с жизненной ситуацией, не знают, куда им деваться от неразрешимых проблем. И когда им предоставляют психологическую иллюзию избавления от жизненной катастрофы, хватаются за нее", - сказал психолог.
По его словам, людей, попавших в секты, можно подразделить на несколько групп. Первая - те, кто попал в социальную или личную катастрофу и не справился с ситуацией. Вторая - те, кто находится на грани болезни или имеет признаки психического расстройства. Третья - результат неправильного воспитания, как правило "авторитарного стиля отношений в семье, когда принцип "шаг влево, шаг вправо - наказание" формирует зависимую от родителей личность". Четвертая группа - люди, которые в силу разных причин "остались на всю жизнь детьми".