Съедобный экспонат

В помещении Фонда народных художественных промыслов открылась кондитерская выставка «Рождественский пряник». Мощная волна ароматов имбиря и корицы, гвоздики и меда ударяет в голову при входе в небольшой зал музея. Здесь все очень по-новогоднему и по-рождественски: огоньки, елки, деды морозы, снегурки. Из теста и глазури.

К ЧЕМУ НАМ КРИСТКИНДЛЕСМАРКЕТ?

Пряники как детское лакомство, украшение стола и дар по разным торжественным случаям известны ну не меньше тысячи лет. В сказках цари да вельможи вино пьют, изюмом, черносливом и пряником закусывают. Пословиц о пряниках не счесть: “и пряником не заманишь”, “ломается как пряник”, “без работы пряников не купишь”, “кнутом и пряником”. В Туле уже с 1685 года существует фабричное производство. А Пушкин писал, что Вязьма славилась пряниками, как Москва невестами. Другие добавляли: как Пампасы – лесами, Льяносы – степями, Венеция – каналами, а Китай - уважением к предкам.

Кое-где в России и по сей день пряники – будничное кушанье к чаю. Мало где, к сожалению. В век чупа-чупса и низкокалорийных булок с кунжутом пряник зачастую не выдерживает тест на состоятельность. О почитании сахарного лакомства, а тем более о международной славе нашего пряника говорить сегодня не приходиться.

А вот пряники и марципаны из Германии – почему-то расходятся на ура. Во всех почти столичных магазинах втридорога продается эта экзотика поштучно и на развес. Только ленивый не знает о традиционных рождественских базарах (Кристкиндлесмаркетах). К примеру, Нюрнбергском, славном разноцветными пряниками в железных коробках и глинтвейном. И только знаток расскажет, что Архангельск и Вязьма, Калуга и Тверь спокон веку славились сахарными пряниками, а в Москву царям из Тулы горячие пряники возили подводами. Наш пряник не должен сегодня пасовать и теряться, особенно в эпоху, приветствующую стиль ретро, реанимирующую старину и признающую за ней первые роли.

ЛЕПНОЙ, ПЕЧАТНЫЙ, ВЫРЕЗНОЙ

О происхождении самого термина ученые спорят и по сей день. Одни убеждены, что пряник происходит от слова «пряность»: в пряничное тесто, мол, добавляли специи - гвоздику, перец и анис. Другие утверждают, что пряники пекли задолго до того, как в России стали известны заморские приправы.

Тем не менее, очевидно, что история пряничного дела уходит вглубь веков. Пряник почти также стар, как и хлеб. В IX веке на Руси пряник был известен под названием медовый хлеб. Первые пряники представляли собой смесь ржаной ситной муки, меда и ягодного сока. Со временем рецепты изменились, в тесто стали добавлять пахучие травы, коренья, ну и, наконец, специи из Индии и Ближнего востока. Тогда, скорее всего и закрепилось за медовым хлебом окончательно название «пряник».

К XVIII-XIX вв. производство пряников процветало уже в Перми, Архангельске, Харькове, Рязани, Калуге, Твери, Вязьме, Туле, Новгороде.  Более того – тверские пряничники открывают свои магазины в Берлине, Париже и Лондоне. Продукция from Russia пользовалась большой популярностью. Однако производство пряников было не только фабричным. Пряники были скорее даже народным промыслом, традиционным кондитерским изделием, и как следствие неизменными участниками праздников.

Готовили их по-разному, и по способу делят на три вида: печатные, вырезные и лепные.

Печатный – самый известный. Изготавливался с помощью пряничной доски. Для таких досок использовали только твердые породы дерева. Размеры пряничных досок диктовались назначением самого изделия. Самые большие достигали 1 аршина (около 71 см) в длину и 12 вершков (54 см) в ширину, а по весу доходили и до пуда (16 кг). На них вырезались различные фигуры или узоры, которые потом отпечатывались на пряничном тесте. Была и своя мода на рисунок. Пекари соревновались друг с другом в изобретательности, выдумывая самые невероятные рисунки, заказывали их резчикам. Новый рисунок ценился дорого, однако популярностью пользовались и традиционные мотивы: двуглавый орел, сказочные терема, райские птицы, львы и барсы. Последние были популярны для подносных, или «заздравных» пряников. А были еще и «грошевики» - дешевые, небольшие по размеру и с незатейливым рисунком. Так сказать, для пролетариев.

Вырезной пряник, как считают историки, пекут с 1850 года. Какому-то умельцу пришло в голову вырезать его из темного медового теста с помощью металлической формы (жестяной полоски), а затем украсить сахаром. Технология оказалась так проста, что вырезные пряники стали невероятно популярны. Где-то их стали расписывать разноцветной глазурью и украшать цукатами и шоколадом. В Путивле предпочитали сусальное золото, а в Новохоперске на пряники наклеивали пух и перья.

Что касается лепных пряников, то известны они с древних времен. Распространены в первую очередь были в северных районах России. Из теста, в состав которого кроме ржаной муки, соли и воды зачастую ничего не входило, лепились звери и птицы, которые назывались одним словом – «Козули». Причем сюжетный ряд не менялся на протяжении нескольких веков. Традиционные персонажи: конь, олень, коровка, утица, тетерка с птенцами. Сам процесс изготовления был еще незамысловатее. Лепили фигурки из теста, которые выносили в сени, а утром 7 января замороженные фигурки опускали на 5-10 минут в кипяток. Достав, присыпали мукой ножки у козуль, и отправляли в печь допекаться. Такие пряники выставляли в окнах, прикрепляли к воротам скотного двора и, наконец, главное - ими одаривали приходивших колядовать детей.

С течением времени козулями стали называть и вырезные пряники. Такими козулями уже две сотни лет славиться Архангельск. Разноцветные, расписные узорные пряники дарили родным и близким, и в первую очередь на Рождество. Их вешали на праздничные елки вместе с игрушками и яблоками. После праздника снятые с елки козули оставлялись до следующего года и хранились вместе с прочими елочными игрушками. В канун Нового года пряники скармливали скоту: «для хорошего потомства». Сюжетный ряд пряников сильно расширился в петровскую эпоху. Наряду с животными появились фигурки корабликов, деда мороза, снегурочки, рождественской звезды и пряничных домиков.

Безусловно, пекли пряники не только в Рождество. Невестам и возлюбленным дарили пряничные корзинки цветов, сердечки, голубков, лебедей и павлинов. Пекли пряники для раздачи нищим и для панихид. В Прощеное Воскресенье, за день до Великого поста, ходили друг к другу просить прощения, сопровождая визиты подношением пирогов и огромных пряников, доходивших по весу до пяти килограмм. Пряникам приписывали лечебные свойства. Оттого на предназначенных для больных пряниках вырезали буквы, соответствовавшие имени Ангела-хранителя.

СЪЕДОБНЫЙ ЭКСПОНАТ

Нынешняя выставка по задумке организаторов посвящена именно рождественским козулям. На ней по большей части представлены работы двух народных художниц - Ирины Цибринской и Светланы Береговой, которые возрождают старинный традиционный промысел. А источником сюжетов для их пряников служат книги по истории этого дела, лубочные картинки и традиционные елочные украшения.

Ирина Цибринская руководит центром народного творчества «Сирин» при гимназии в г. Одинцово. Работы ее маленьких учеников тоже представлены на выставке: Деды Морозы, Снегурочки, олени, лошадки и елочки, собаки, герои мультфильмов. Сама мастерица экспериментирует с формой и сюжетом. Очень, например, интересна ее серия «Золотая хохлома». Пряничная посуда - тарелки, ложки и даже разделочные доски - расписаны «под хохлому».

Светлана Береговая, которая живет в г. Миасс Челябинской области, не уступает в изобретательности своей московской конкурентке. В ее серии «Гости с южного Урала» представлены ящерицы, шкатулки, картины, расписанные зеленой глазурью под малахит. Огромную пряничную книгу «Сказки Бажова» в Москву не привезли. Может, съели уже, а может - слишком уж тяжелым оказался кондитерский фолиант.

Потрясающи по качеству исполнения и росписи пряники Марии Желтовой. Их иначе как игрушечными не назовешь: сказочный теремок со слюдяным оконцем и приоткрытой дверцей, наряженной елкой и запряженной лошадью напоминает пряничный домик из сказки братьев Гримм. Конечно, Гензель и Гретхен грызли не занесенную снегом избушку, но что-то общее в этих домах есть. Художница представила на выставке лишь часть своей огромной коллекции пряников. А организаторы искусно поместили их рядом с деревянными игрушками. Крутится игрушечная карусель, а рядом наблюдает это зрелище опоздавшая пряничная лошадка.

Много на выставке детских работ - из центров народного творчества «Сирин», «Лад», «Колосок». И, надо сказать, куры, матрешки, снеговики и зайцы 7-8 летних ребят выглядят ничуть не хуже пряников, сделанных руками взрослых.

Помню, в детском саду сама лепила из глины овощи-фрукты и разные продукты. Это был тяжкий труд и нелегкая работа! Вот только попробовать на вкус было нельзя. А ребята, которые прошли мастер-класс в день открытия выставки – могли. Детвора расписывала готовые козули и, как говорят организаторы, стремительно уплетала собственные произведения, не дожидаясь пока глазурь подсохнет. Хруст был знатный.

И вам советую не терять времени и отправиться на выставку. Под галогеновыми лампами витрин пряники хранятся не очень долго. Трескается и обсыпается с них глазурь. Однако до конца святок пряники обещают потерпеть.

Выставка проходит в здании Фонда народных художественных промыслов в Леонтьевский переулке, дом 7. До 21 января, с перерывом на общегосударственные каникулы (31декабря -10 января).

Козули продаются.

Дарья Рощеня

3 января 2005 г.

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту