Послание по случаю 130-летия освобождения Болгарии

София, 3 марта 2008 г.

Блаженопочившаго освободителя нашего императора Александра Николаевича и всех воинов, павших на поле брани за веру и освобождение Отечества нашего, да помянет Господь Бог во царствии Своем!

Возлюбленные о Господе чада Болгарской Православной Церкви,

3-го марта 2008 г. – важная для нашего народа годовщина: освобождение Болгарии от османской власти. Для нашей страны, как и для неотъемлемой от нее Болгарской Православной Церкви, это событие имеет непреходящее значение. Завоеванная после завершения Русско-турецкой войны 1877-1878 г., наша свобода имеет как государственно-политическое, так и церковное измерения. Ведь случившееся весной 1878 г. было не только началом новой и самостоятельной государственной жизни Болгарии, но и важным этапом духовного пробуждения нашего народа, который нашел отражение в церковно-освободительной борьбе.

Сегодня Болгарская Православная Церковь молится за тысячи воинов русской армии, к которым присоединились героические болгарские ополченцы, а вся Болгария исполнена чувства благодарности и признательности к вечной и блаженной памяти погибших за ее свободу. Сегодня свободная Болгария вспоминает о пролитой за нее крови бессчетного количества известных и неизвестных солдат, которые отдали свою жизнь за своих братьев по вере. В этом состоит величие праздника третьего марта – дня, в который мир увидел воплощенное единство и мощь православных народов, вставших вместе на защиту праведного дела.

Но свобода не досталась болгарам даром и не была случайным стечением обстоятельств. Еще менее уместно считать ее результатом действия только политических интересов. Ведь болгарский народ жаждал и искал свободы! В течение многих веков, проведенных под иноверной властью, болгары самыми разными способами сражались за свое исконное право на свободную жизнь. Здесь надо вспомнить и особую роль Болгарской Православной Церкви.

Общепризнано, что начало болгарского возрождения явилось результатом усилий православных болгар сбросить вековой двойной – духовный и политический – гнет. Искра, давшая начало освободительному движению, зажглась от огненного пера преподобного Паисия Хилендарского, а разгорелась она в полную силу в миссионерской деятельности св. Софрония Врачанского. Десятилетия церковно-освободительной борьбы принесли нашему народу первый плод свободы – Болгарский Экзархат. За небольшое время он подготовил в духовном и образовательном плане наш народ к пришедшему в 1878 г., по Божьему промыслу, политическому освобождению.

Вот почему и сегодня, спустя десятилетия после этого события, у нас есть все основания, не забывая о благодарности и признательности нашим освободителям, вспомнить и о том, что наше политическое освобождение было естественным завершением многовековых усилий наших прадедов, стремившихся к свободной и достойной жизни. Для нашей свободы работали в течение столетий тысячи наших предшественников – священники и учителя, ремесленники и торговцы, бедные и богатые. Важную роль в сохранении болгарского духа сыграли первые болгарские монастыри, в которых уцелела литература, которой в благоприятное для этого время вдохновилилсь пламенные деятели нашего церковно-освободительного движения. Говоря о нашей свободе, надо вспомнить и родолюбивое болгарское священничество, из чьих благословенных рук наш народ получал не только св. Таинства, но и уроки родолюбия и народной памяти.

Во время турецкого рабства, в разгар Апрельского восстания и после его трагического финала болгарские духовные пастыри активно участвовали в освободительной борьбе своего народа, собирали сведения о жестокостях поработителей, из которых мировая общественность узнавала о страданиях болгар. Вдохновленное христианской любовью к своим порабощенным братьям во Христе, русское духовенство распространяло весть о нашей рабской участи в самых удаленных уголках России. В своих прочувствованных речах духовные пастыри русского народа подчеркивали роль культурного и просветительского вклада Болгарии в создание русской духовности и государственности, длившееся не один век. А приснопамятный Экзарх Анфим написал свое прочувствованное письмо митрополиту Петербуржскому Исидору, на котором русский император поставил решительную резолюцию: «Болгария должна быть свободной!»

Братья и сестры,

Сегодня, когда мы отмечаем этот столь дорогой нам юбилей, мы должны обратиться мыслями и чувствами нашими как к нашим братьям по вере, положившим свои души за наше освобождение, так и к многовековой защитнице свободного болгарского духа – нашей родной Болгарской Православной Церкви. Болгарская свобода – это понятие неотделимое от православной болгарской духовности. И это надо учитывать всегда, когда наша страна стоит на распутье и необходимо принимать важные решения, влияющие на наше будущее. Потому что свобода – это прежде всего дар от Господа, от Которого происходит всякое благо, и ее надо постоянно отстаивать соблюдением Божьих законов. Молитвенный и глубокий поклон жертвам, положенным за веру и наше освобождение. И пускай их подвиг будет вдохновлять будущие поколения на осуществление нравственных идеалов нашего народа, во славу и честь Матери Родины!

Отечески поздравляем с праздником всех верных чад Болгарской Православной Церкви, находящихся на родине и вне ее, и молим Всеподателя Господа не отнимать у православного болгарского народа самого ценного его достояния – свободы!

Священный Синод Болгарской Православной Церкви

Перевод Православие.Ru

7 марта 2008 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×