Блаженнейший Архиепископ Иероним положил начало изменениям в жизни Элладской Православной Церкви

Афины, 18 марта 2008 г.

Скромная жизнь, богословский, а не политический язык, отказ от личной охраны на время совершения литургии, сближение с левыми, установление контактов с Фанаром, диалог в спокойном тоне с деятелями культуры…

 Взгляды Архиепископа завоевали поддержку большей части политиков

 В начале было слово... И слово у руководства Элладской Церкви изменилось. Из политического оно стало богословским. Речь идет о первой крупной отмене того, что было действительностью для центрального руководства Церкви в последнее десятилетие, а за ней последуют и другие. Открытые шаги навстречу деятелем культуры, с некоторыми из которых в последнее десятилетие церковное священноначалие находилось в конфликте, закрытие бреши, образовавшейся в отношениях между Вселенским Патриархатом и Элладской Церковью, умеренный тон и сближение с центристскими и левыми партиями - вот лишь несколько примеров тех изменений, которые желает произвести Архиепископ Иероним II в новую для Элладской Церкви эпоху.

 Месяц спустя после выборов Архиепископ пытается установить новый порядок вещей, показывая для начала умеренность «своей жизни», как это охарактеризовал сам Предстоятель, избегая дорогих автомобилей, расшитых золотом облачений, драгоценных панагий, крестов и запонок. «Я живу просто, и хочу, чтобы и вы заняли такую же позицию», - заявил Блаженнейший Иероним, обращаясь к пятистам священникам, служащим в Афинской Архиепископии, с которыми он встречался недавно в Афинском кафедральном соборе.

 «Мы не политики, а люди Церкви. Мы являемся по благодати и по долгу носителями и выразителями пророческого дара священства. А это означает, что Церковь обязана высказывать свое мнение, не ставя под сомнения институты или вмешиваясь в политическое и межпартийное противостояние, но выражать свою обеспокоенность тогда, когда она ощущает, что в результате нравственного падения создается угроза для будущего народа Божия, когда пренебрегают его существенными жизненными потребностями», - подчеркнул Блаженнейший Иероним в присутствие политического руководства страны месяц назад, во время интронизации на Архиепископский Престол. И, как отмечают клирики из его окружения, он воплотил на практике свои взгляды в двух случаях: во-первых, открыто выразив свою позицию в отношении вопроса о Скопье (о том, как должна официально называться соседняя республика Македония, чтобы удовлетворить греческое общественное мнение. В названии «Македония» заложена скрытая угроза территориальной целостности Греции, как считает ряд государственных, общественных и церковных деятелей страны - прим. пер.), при этом четко дистанцируясь от взглядов митрополита Фессалоникийского Анфима, добивавшегося организации демонстраций.  

 Свободное сожительство

 Сильное впечатление также произвело мнение Первоиерарха по вопросу о свободном сожительстве во время встречи с министром юстиции С. Хатзигакисом (в последнее время в греческом обществе активно дискутируется законопроект, который будет представлен на рассмотрение в парламент о т. н. «свободном сожительстве», т. е. о том, чтобы двум проживающим совместно лицам - не уточняется даже пол, теоретически речь может идти и об однополых союзах - предоставляются права, ранее предусмотренные только для официально зарегистрированных  пар, живущих в законном браке. Кстати, в Греции право регистрации брака государственные органы получили только в начале 80-х гг. прошлого столетия, до тех пор это было исключительной прерогативой Церкви. Такой брак получил название «гражданского» в отличие от брака «церковного». Конечно, к тому, что в России очень часто называют сейчас «гражданским браком», т. е. незарегистрированным союзом, это не имеет никакого отношения - прим. пер.).

 «Члены Церкви, - сказал Архиепископ, - живут на основе Евангелия, канонов Церкви, порядка, установленного Вселенскими Соборами, духовной традиции. Таким образом, - добавил Блаженнейший Иероним, - эти пределы ограничены, и потому в этом вопросе Церковь не имеет возможности ни отменять что-либо, ни уклоняться». Тем не менее, в продолжение беседы Предстоятель говорил о тех, кто испытывает проблемы и желает урегулировать свою жизнь. «Это, - решительно заметил Архиепископ, - Церковь не может контролировать с помощью полицейских мер».

 Взгляды Предстоятеля Элладской Церкви, по всей видимости, принимает большинство политических деятелей и особенно те, кто неоднократно вступал в конфликт с покойным Архиепископом Христодулом. Имеются в виду принявшие огромные масштабы столкновения по поводу, главным образом, отмены упоминания о религиозной принадлежности в удостоверениях личности и высказываний  покойного Архиепископа об атеизме интеллигенции.

 Атмосфера противостояния в отношениях между Предстоятелем Элладской Церкви и представителей этих партий ушла в прошлое, а новую эпоху характеризуют слова председателя партии ПАСОК (Всегреческое социалистическое движение - прим. пер.) Г. Папандрэу, произнесенные на открытии съезда партии: «Мы хотим встретить в Церкви и те силы, которые верят в социальную деятельность, не стремятся заменить собой светскую власть, желают использовать человеческое и материальное богатство Церкви, и ее слово, обращенное к бедным и униженным. Обязательства, взятые Архиепископом на себя в последнее время, указывают на такой путь», - сказал Папандрэу под бурные аплодисменты делегатов съезда и продолжил: - И мы будем приветствовать любой шаг в таком направлении, в направлении, с одной стороны, полного отделения Церкви от государства, а с другой стороны, общей деятельности в отношении борьбы с бедностью, несправедливостью и изоляцией».

 Диалог с деятелями искусства

 В миру археолог по профессии, Иоанн Лиапис (Архиепископ Иероним - прим. пер.), как об этом свидетельствуют его близкие сотрудники, желает развивать плодотворный диалог с людьми искусства и науки, от которых очень часто в недавнем или отдаленном прошлом Священноначалие дистанцировалось по причине левых политических взглядов большинства из них.

 «У нас общая ответственность, мы должны снова встретиться -  Церковь и творческие люди, чтобы снова выстроить культуру... ради завтрашнего дня наших детей и нашей страны», - заявил Блаженнейший Иероним, в начале выступления сразу обратившийся «к представителям литературы, науки и искусства... ко всем тем беспокойным умам, которых упорно продолжают волновать общественные проблемы, тем, кто не ощущает удовлетворения от бездействия и застоя...».

 По словам ближайшего окружения Архиепископа, «Его Блаженство не призывает к тому, чтобы люди культуры созидали некое воинствующее христианское искусство, но основной их заботой в эпоху глобализации, низкопробного художественного и интеллектуального творчества, его подчинения ненасытному потребительству должно стать их содействие в созидании культуры».  

 Синодальная резиденция

 Установление нового порядка Блаженнейшего Иеронима проявилось уже с первых минут, когда Его Блаженство прекратил пользоваться услугами охраны, в отличие от своего предшественника, во время совершения им воскресной литургии в кафедральном митрополичьем соборе. Следующим шагом стало решение не возводить, как планировалось при покойном Архиепископе Христодуле, новую синодальную резиденцию на землях, принадлежащих Элладской Церкви в Карее (район Афин - прим. пер.).

 В состав руководства Архиепископии новый Предстоятель включил своих сотрудников из Фивейской митрополии, но оставил и тех, кто работал при двух прежних Архиепископах, Серафиме и Христодуле. Как ожидается, характерным для климата новой эпохи станет назначение новых сотрудников радиостанции Элладской Церкви и членов комиссии, отвечающей за церковные средства массовой информации. На заседаниях Священного Синода, которые проходят в эти дни, Архиепископ откроет свои намерения в отношении Московского Патриархата, предварительно ответив на письмо Патриарха Московского и всея Руси Алексия, выражающее протест против Патриарха Румынского Даниила, принявшего решение о назначении епископов на территории, которые, как считает Предстоятель Русской Православной Церкви, принадлежат церковной юрисдикции Московского Патриархата. 

 Визит в Константинополь

 В конце этого месяца Архиепископ Иероним посетит Фанар, где встретится с Патриархом Константинопольским Варфоломеем. Данный визит входит в рамки так называемых мирных визитов, которые совершают вновь избранные Предстоятели Автокефальных Православных Церквей, и приобретает исключительное значение, поскольку будет предпринята попытка наладить отношения между двумя Церквами. Столкновения, имевшие место из-за вопроса о новых территориях (митрополии Северной Греции - прим. пер.) ушли в прошлое. По некоторым сведениям, Элладская Церковь изменит политику, которой следовала на протяжении многих десятилетий, не допуская функционирования Экзархата и храма Константинопольского Патриархата в Афинах.

 По определенным оценкам, Архиепископ даже пойдет на изменение Устава Элладской Православной Церкви, который с 1977 года является одним из законов Греции, чтобы защитить права Константинопольского Патриарха, как это представлено в Патриаршем Деянии 1928 года касательно «Новых территорий». Ожидается также, что Предстоятель Элладской Церкви сделает заявление в поддержку Вселенского Патриархата и еще раз отметит, что «Элладская Церковь, зная историю греческой нации, нашу церковную историю и православную экклесиологию, несет на своих плечах тяжелую ответственность за то, как сохранить традиционные отношения и сотрудничество со Вселенским Патриархатом».

  По материалам газеты «Вима» специально для «Богослов. Ру» Анатолий Чуряков.

18 марта 2008 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×