В храме Рождества Иоанна Предтечи на Пресне помянули художника Васнецова

Москва, 16 мая 2008 г.

В  день 160-летия со дня рождения великого русского живописца Виктора Васнецова в храме Рождества Иоанна Предтечи на Пресне совершена панихида по великому русскому художнику, расписывавшему в том числе и этот храм.

 

Заупокойное богослужение возглавил настоятель храма епископ Бронницкий Амвросий.

Перед началом панихиды владыка отметил, что самым насыщенным периодом творчества Васнецова является то время, которое он посвятил росписи Владимирского собора Киева и когда создавал особые работы на библейские темы.

«В Москве также есть особый храм — храм Рождества Иоанна Предтечи на Пресне — где в конце XIX века работал сам великий мастер со своей мастерской, — сказал в своем слове владыка. — Буквально недавно в алтаре были обнаружены росписи и орнаменты, принадлежащие кисти Васнецова, здесь же находится его работа "Положение во гроб", которая своим девственным обликом привлекает к себе множество молящихся».

Епископ Амвросий также подчеркнул, что в Москве это единственный  храм, несущий в себе печать творения великого русского живописца.

«Поэтому мы, духовенство и прихожане храма Рождества Иоанна Предтечи на Пресне, считаем своим долгом помолиться об упокоении души этого великого русского живописца, православного христианина и просто замечательного человека, который оставил нам это наследие, которое мы призваны возродить и дать ему новую жизнь», — завершил свое слово владыка-настоятель.

В синодике храма Васнецов записан как один из его ктиторов. Не так давно в центральном алтаре храма были обнаружены, расчищены и отреставрированы росписи, принадлежащие кисти великого русского мастера, а также обнаружено его уникальное полотно «Отечество». Кисти В.М. Васнецова принадлежит изображение на стене в левой части четверика «Положение Христа во Гроб».

Васнецов не только сам расписывал храм, но и руководил росписями стен. Об этом свидетельствует излюбленная им техника мозаики из подцвеченного стекла, столь характерная для эпохи модерна. Особенно красивы своды главного храма, почти целиком исполненные из мозаики с доминирующим серебристо-патинированным фоном. Росписи храма были закончены в 1898 году работы, на четыре года позже росписей Владимирского собора.

Самым крупным его свершением в области монументального искусства явились росписи киевского Владимирского собора (1885-1896). Глубоко верующий человек, в работе для церкви он видит свое настоящее призвание. В огромном Владимирском соборе Васнецову надо было расписать главный неф и апсиду. Отразить самые основные сюжеты Ветхого и Нового заветов, изобразить русских исторических деятелей, причисленных к лику святых, украсить своды орнаментами. Более десяти лет трудился Васнецов над росписью в соборе.

Сам по себе факт столь грандиозной работы впечатляет (около 400 эскизов, непосредственно стенопись при участии помощников — свыше 2000 кв. м) и не имеет равных в русском искусстве всего XIX века. Основной идеей программы внутренней отделки Владимирского собора, посвященного 900-летию Крещения Руси, было осмысление религиозной истории России, ее включенности через Византию во всемирную историю культуры.

Патриархия.ru

16 мая 2008 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×